forumeuropi

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » forumeuropi » Музыка » Владимир Высоцкий (25.01.1938 года - 25.07.1980 г)


Владимир Высоцкий (25.01.1938 года - 25.07.1980 г)

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Владимир Высоцкий родился в Москве, "Дом на Первой Мещанской, в конце" - согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве". После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке ("Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном..."), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни.

Высоцкий не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович.

Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве.

Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез.И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась."

Примерно в это время Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями...

Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение Юрия Любимова к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки, вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого - Золотухина, Демидовой, Филатова.

Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя". Тем не менее, этой роли могло и не быть... Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. "Отпусти Володю, снимай другого артиста!". Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль." "Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", - вспоминает Говорухин.

И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: "МВД, капитану Жеглову".

А потом пришла Любовь. Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля. "Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним..." - успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.

"Работать надо!" - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем, и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.

Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.

Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью."

...20 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию...

"Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями
http://www.peoples.ru/art/music/bard/vysotsky/visotsky_17.jpg

Отредактировано Kela (2005-09-18 04:12:30)

0

2

Нынешней молодежи, не имеющей общего кумира среди современников, наверное, и не понять, чем был для СССР в 70-е годы прошедшего века актер и поэт Владимир Высоцкий. Власти не очень-то жаловали его, поэтому о Высоцком писали мало, народ почти ничего не знал о своем любимце, а посему Владимир Высоцкий еще при жизни был человеком легендарным.

Во время 'перестройки' друзья и поклонники Высоцкого пытались сделать из него героя уходящей эпохи: сняли про него кучу фильмов, выпустили книги его стихов и прозы, а также массу воспоминаний о нем. Всяк старался показать, как Высоцкий чтил и любил именно его.

Потом все вошло в 'колею' (любимое словечко Высоцкого). Поэту и актеру досталось ровно то место, которое он заслужил. Теперь он считается классиком, а это значит, что его жизнь и творчество канонизированы. Говорить и писать о нем стали редко. А зря. Ведь Владимир Высоцкий и его судьба весьма поучительный пример талантливого сплава смеха и отчаяния - одной из высших форм настоящей трагедии. Обращаясь к личности и творчеству этого человека, сразу попадаешь в сложность оценок и неоднозначность событий.

Гуляка с гитарой

Если отвлечься от восторженных или презрительных отзывов о нем, то в итоге останется биография изрядно типичного московского 'центрового' парня: портвейн в подворотне, гитара, сначала блатные, затем остросоциальные песни, пьянство, скандалы на работе, подорванное здоровье, надорванное сердце, ранняя смерть... События, на первый взгляд, не ах какие редкие. Главное здесь - вопросы: почему он пел свои стихи под гитару, почему пил, почему не мог успокоиться в семейном быту, почему был любим народом и не любим властью, зачем жил и отчего умер?

Начнем с того, что в самом раннем детстве в биографии Высоцкого произошли весьма неординарные события: в возрасте девяти лет он попал из московской неустроенной коммуналки в оккупированную Германию вместе с отцом-офицером, который к тому времени уже разошелся с матерью Владимира. Эти впечатления не были похожи на жизнь его московских сверстников в послевоенной советской столице.

Отношения Высоцкого с отчимом сложились хуже, чем с мачехой. С ней он поселился после Германии в центре Москвы - в Большом Каретном переулке, где судьба и свела его с компанией типичной городской молодежи 50-х, чье детство пришлось на тяжелые военные годы, юность - на 'оттепель', а зрелость - на унылый 'застой'. В годы молодости Высоцкого была в ходу блатная романтика - наследие сталинского ГУЛАГа. Ни одна дворовая компания не обходилась без гитары и душещипательных песен о Колыме, Воркуте, Мурке, а также довоенных романсов Козина и Петра Лещенко. Так в жизни Высоцкого появилась гитара.

Он еще не знал, что станет актером - после школы пошел по настоянию отца в инженерно-строительный институт, но бросил его через три месяца, а через год уже учился на актерском факультете Школы-студии МХАТа. Здесь он познакомился со студенткой Изой Жуковой, которая стала его первой женой. Третьекурсником Высоцкий дебютировал на киноэкране, сыграв маленькую роль в фильме 'Сверстники'. Тогда же впервые выступил в студенческом театре МГУ с исполнением под гитару собственных песен.

После окончания Школы-студии он попал на работу в московский театр им. Пушкина, играл в эпизодах, в массовке, радости от сцены не получал. Зато в кино сыграл уже замеченную публикой роль в известной молодежной картине 'Карьера Димы Горина'. С супругой они рассорились, Иза уехала из Москвы, а Высоцкий на съемках очередного фильма познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой, которая стала его второй женой.

Тем временем сначала по Москве, а потом и по стране стали расходиться песни Высоцкого - блатные по преимуществу, которые он сочинял под псевдонимом Сергей Кулешов. Актер часто снимается в кино, но роли это небольшие, серые, а фильмы скучные и пустые. Остатки компании с Большого Каретного нередко собираются вместе, пьют. Для Высоцкого пьянство становится пагубной привычкой, причиной разлада в семье и на работе.

В начале 60-х у Высоцкого появляются два сына - Аркадий и Никита. Однако отец у них непутевый: он редко бывает дома, пьянствует, заводит романы на стороне. В 1967 году на экраны выходит картина 'Вертикаль', которая приносит Высоцкому настоящий успех, особенно его песням из фильма. Страна к тому времени обзаводится магнитофонами, и буквально в каждом доме появляются неофициальные записи песен Высоцкого. Это неподцензурное творчество не нравится власти - Высоцкого часто не утверждают на роли в кино, его песни не допускаются на радио и грампластинки.

Почти повторяя судьбу другого русского поэта - Сергея Есенина, уже прославленный артист и бард женится на заграничной знаменитости. Оставив семью, Высоцкий связывает свою жизнь со звездой французского кино, актрисой русского происхождения Мариной Влади, за несколько лет до этого потрясшей советский народ своей ролью в фильме 'Колдунья' по повести А. Куприна 'Олеся'.

В театре на Таганке, где играет теперь Высоцкий, то дают ему главные роли, то выгоняют с работы за пьянство. Несколько раз Высоцкий был близок к смерти - он попадает в реанимацию из-за больного сердца, напряженной нервной деятельности, злоупотребления алкоголем. Заграничная супруга вводит актера и певца в круг европейских знаменитостей. На Западе выходит несколько пластинок Высоцкого. Появляются значительные роли в кино и на телевидении. Однако все обрывает смерть.

28 июля 1980 года Москва хоронила Высоцкого. Похороны стали скорбным протестом десятков тысяч людей против безвременья 'застоя', выразителем и обличителем которого был Владимир Высоцкий. Он умер в возрасте 42 лет, совсем не на излете творчества, а как раз обретая зрелость большого поэта и артиста.

Властелин души народной

До сих пор идут иногда споры: кем же Высоцкий был больше - актером или поэтом. Одни утверждают, что песни и стихи Высоцкого весьма заурядны, и только блестящее исполнение самим автором делает их произведениями искусства. Другие говорят, что никакие роли Высоцкого на сцене и на экране не могут сравниться по степени оригинальности и таланта с его песнями.

Дискуссия эта правомерна и, возможно, не кончится никогда, пока будут слушать, смотреть и помнить Высоцкого. Одна сторона его творчества неразрывно связана с другой стороной. Его песни - чаще всего монологи, от лица самых разных персонажей: шпаны, обывателей, военных, сказочных героев... В последние годы творчества - от лица самого себя. Здесь смешаны актерские, лицедейские, а также глубоко личностные сущности Высоцкого. Ту же смесь мы найдем и в его лучших ролях: на сцене - Галилей и Гамлет, на экране - геолог в картине 'Короткие встречи', белогвардейский офицер в фильме 'Служили два товарища', радист в 'Вертикали' и, конечно же, Глеб Жеглов в телесериале 'Место встречи изменить нельзя'.

И все же неслыханную, всенародную любовь Высоцкий заслужил, в большой степени, из-за социально-политической ситуации, в которой находилась страна в его время. Тупой и унылый 'застой', казалось многим, обречен на вечное существование. Ощущение безнадежности, подавление любой инициативы, скука полунищенского прозябания ввергли мужское население страны в повальное пьянство, воровство и цинизм, негромкое злословие в адрес власти.

Все это было присуще, в той или иной мере, героям песен и актерских работ Высоцкого. Он вслух и открыто вещал о том, чем жила страна на самом деле. Он насмешничал и печалился о том же, о чем ехидничали и горевали миллионы людей. Он один отвечал за всех. Люди двоедушничали: делали одно, а делали вид о другом, думали одно, а говорили другое. Одна юная поклонница творчества Высоцкого недаром объяснила свою любовь к нему: 'Он не врал'. Сейчас мы живем в другой стране, но остались многие беды тех лет, добавились новые проблемы и несуразности. Жаль, что Высоцкого нынешней эпохи у нас нет.

На мой взгляд, песни Владимира Высоцкого, в большинстве своем, остались в прошлом, историческим свидетельством. Зато успешно развиваются его манера и стиль исполнения, породившие недавно даже новый жанр: 'русский шансон'. Прекрасно смотрятся роли Высоцкого в кино. Некоторые его стихи, напечатанные в книгах, захватывают своей неподдельной высокой поэзией. Даже среди выдающихся личностей пантеона великой русской литературы, русского искусства Владимир Высоцкий не затерялся, не пропал. А это, конечно, означает, что его жизнь и творчество были не напрасны и, как говорил другой поэт, 'любезны народу'.http://www.peoples.ru/art/music/bard/vysotsky/visotsky_2_s.jpg

0

3

На Ваганьковском кладбище у могилы поэта, несмотря на будний день, многолюдно. Сюда приходят не только поклониться праху Высоцкого, но и спеть его песни, почитать стихи и даже помянуть. Толпа разношерстная: банковские клерки при галстуках и костюмах; студенты; иностранцы c видеокамерами; бабушки в платочках, перекладывающие на могиле огромные охапки красных гвоздик; инвалиды на костылях, пробирающиеся сквозь толпу, чтобы поставить зажженную свечу на могиле.

Как это ни кощунственно, но Ваганьковское кладбище - по сути, одно из немногих мест, где можно приобрести фотографию Высоцкого, "самиздатовский" сборник его песен, статьи и книги о нем. Это хорошо известно не только москвичам. Особенно людям из других городов, которые приезжают сюда специально для того, чтобы побывать на могиле кумира, да и, чего скрывать, купить что-нибудь на память о знаменитом современнике.

Непосвященному человеку может показаться, что все поэтические произведения Владимира Семеновича найдены и опубликованы, песни давно известны, а жизнь в деталях рассказана биографами. Но это совсем не так. "Белых пятен" у Высоцкого пока хватает.

...Об этом мало знают, но за год до своей смерти, в День советской космонавтики Владимир Высоцкий тайно от советских властей приезжал в Торонто с концертами. Этому предшествовали долгие переговоры с актером, его жалобы на плохое здоровье, трудности с получением визы, ожидание неприятностей от вездесущих органов.

Один из организаторов выступления Высоцкого в Канаде Лев Шмидт рассказал мне, что Владимир Семенович перед публичным выступлением просил организовать встречу сначала "для своих", но чтобы с хорошим столом, закусками - "все, как дома".

- Первый концерт в русской баньке, где-то на окраине Торонто, был "подпольным". Владимир много пел и рассказывал нам, иммигрантам, о России. Мы понимали друг друга с полуфразы - по жесту, по движению глаз. И как всегда, вокруг него - атмосфера доверия, раскованность, полная свобода. Единственное, о чем просил Высоцкий, - не делать никаких магнитофонных записей. А потом должен был быть заранее объявленный концерт в банкетном зале гостиницы "Инн он зе парк", где он остановился. Буквально за несколько часов до этого я увидел другого Высоцкого - поседевшего, уставшего от жизни, короче, больного мужчину. Сидим, разговариваем, вдруг он схватился за сердце, посинели губы. Лекарств он, оказывается, с собой не носил. Пришлось заставить принять нитроглицерин...

Лев Шмидт вспоминает, что на публичном концерте присутствовало более 500 русскоязычных канадцев. Высоцкий много говорил о своих киноролях, о Театре на Таганке. На вопросы с политическим подтекстом не отвечал принципиально. Все время выбирал выражения. Ни словом не обмолвился о том, что кто-то в России его "зажимает" или "преследует".

- Потом уже он рассказал в перерыве за кулисами, что в зале сидит какой-то "мордатый дядя" и записывает все его реплики. "С таким ухо надо держать востро!" - шутил Высоцкий. Он знал, откуда берутся такие зрители - "назвался представителем "Беларусьтрактора", а на самом деле был прислан КГБ".

После концерта в гримуборной с актером беседовали какие-то "товарищи". Владимир Семенович, чувствуя неподдельный интерес к своей персоне, объяснил им, что Марина Влади с детьми осталась в гостях у Фиделя Кастро, и что он тоже скоро вылетает в Гавану. Лукавил, конечно, Высоцкий - его жена была в те дни на съемках во Франции, а сам он, не поставив в известность советские власти, тайно прилетел из Франкфурта.

Кстати, в Торонто мне рассказали интересную историю, связанную с гостиницей, где останавливался Владимир Высоцкий. В свое время там поселили Алексея Косыгина. Однажды утром какой-то венгерский иммигрант, прорвав оцепление, дал премьеру пощечину. Злоумышленника арестовали и допросили. Оказалось, что он нанес оскорбление главе советского правительства за венгерские события 1956 года. Через час венгра отпустили, так как "холодная война" была в разгаре. Владимиру Семеновичу эту историю рассказали по дороге на Ниагарский водопад...
http://www.peoples.ru/art/music/bard/vysotsky/visotsky_1.jpg

0

4

Почему все не так? Вроде - все как всегда:

То же небо - опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода...

Только - он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас

в наших спорах баз сна и покоя.

Мне не стало хватать его только сейчас -

Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал,

Он всегда говорил про другое,

Он мне спать не давал, он с восходом вставал -

А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, - не про то разговор:

Вдруг заметил я - нас было двое...

Для меня - будто ветром задуло костер,

Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, словно из плена, весна.

По ошибке окликнул его я:

"Друг, оставь покурить!" - а в ответ - тишина...

Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие - как часовые...

Отражается небо в лесу, как в воде, -

И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло - для обоих...

Все теперь - одному. Только кажется мне -

Это я не вернулся из боя.

(1969)

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

В 1955 году В.Высоцкий оканчивает среднюю школу и поступает в Московский инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева, из которого уходит, не проучившись года. В 1956 году поступает в Школу-студию МХАТ имени В.И.Немировича-Данченко на актерское отделение, где занимается у Б.И.Массальского и А.М.Комиссарова. В 1960 году окончив студию, он работает в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина и несколько месяцев - в Московском театре миниатюр. Тогда же начинается сниматься в кино. В 1960-1961 годах появляются его первые песни.

В 1964 году В.Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работает до 1980 года. В 1968 году выходит первая гибкая пластинка В.Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", а в 1973-1976 годах еще четыре авторских диска, записанных во Франции.

Наверное, у каждого человека, знакомство с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть "свой собственный Высоцкий", есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее. "Свой Высоцкий" есть и у меня.

Был такой вроде бы неплохой фильм - "Вертикаль". Был и прошел. А песни, написанные Владимиром Высоцким для этого фильма, остались. Были еще фильмы, были спектакли, которые "озвучивал" Высоцкий, и очень часто песни, созданные им, оказались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля. Каждый раз у этих песен начиналась своя (и очень интересная!) жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя экран и сцену.

И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Владимиром Высоцким о войне ... На мой взгляд, песня "Он не вернулся из боя" - одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, все-таки пишет о ней, более того - не может не писать? Песни Высоцкого о войне - это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови - сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину - не подведут.

У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожу на роли. Роли из никем не поставленных и - более того - никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам бал режиссером и исполнителем.

Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей - смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и - восторгались. Путали и - недоумевали. А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои - всегда неожиданные, разноплановые, злободневные - "песни-роли". И, в общем-то, это уже были не роли, а, скорее, - целые пьесы со своими неповторимыми характерами, не придуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.

Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось: - еще секунда - и рухнет поток, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо не сцене... Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.

Зато его следующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.

Высоцкий пробовал себя в различных интонациях. Он искал для своих "пьес" все новые и новые краски, новые детали, и потому его песни имеют несколько вариантов, изменений, сокращений. И в этом - тоже он, Высоцкий, - его натура, его неудовлетворенность собой, его способ творчества.

Можно сказать, что дверь в его "творческую лабораторию" была постоянно распахнута. Он был весь на виду. Со всеми удачами и неудачами, находками и приколами, сомнениями и убежденностью. Он написал много песен. И, конечно, не все они равные. Но это всегда - неровность дороги, ведущей к постижению истины, к открытию людей и, значит, - к открытию самого себя...

Он был невероятно популярен. Достать билет на его выступление было намного труднее, чем "пробиться" летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу. Но если для нормальных людей Владимир Высоцкий был своим, был близким, необходимым и любимым актером, то для мещанствующих снобов он, прежде всего, был "молодым". А он ненавидел мещан. А снобов - презирал. Любых. Недаром у него есть горькая и злая песня, которая заканчивается такими словами:

Не надо подходить к чужим столам

И отзываться, если окликают.

Однако когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, а люди - просто люди, - он поворачивался всем корпусом и отзывался всем сердцем!

Вспомним, к примеру, его "сказочные песни". Те самые, которые он писал для "Алисы в стране чудес", для кинофильма "Иван-да-марья" и просто - для себя.

Дети, общаясь с взрослыми, моментально распознают, кто из взрослых с ними - на равных, а кто "прикидывается" ребенком. Так вот, сочиняя свои "детские сказочные песни", Владимир Высоцкий ребенком никогда не прикидывался. Он просто был им.

За хриплым напряженным голосом и жесткой манерой пения до поры до времени скрывалась восторженная и добрая ребячья душа, прятался человек, способный на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо, и создавать его...

Можно сказать: когда я впервые услышал эти песни, у меня долго не проходило какое-то ощущение свежести, улыбки, доброты. И я еще больше поверил в истину: даже тогда, когда в начале сказки все "страшно, аж жуть!", - в конце ее все страхи обязательно исчезают, там непременно светит солнце и торжествует добро!

По этим сказкам видно, как радостно он работал над ними, буквально "купаясь" в теме! Я даже вижу, как он, улыбаясь, записывая лихие, частушки, виртуозно сделанные строки. Так поют скоморохи на сказочной ярмарке. Такого раскованного и, одновременно, точного обращения со словом, непринужденного владения разговорными интонациями в стихах добиться очень трудно. А Высоцкий добивался.

Но он умел быть не только добрым и покладистым. Когда некоторые "весьма специфические" зарубежные доброхоты его "на излом", то Высоцкий, оставался самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою в обиду не давал никому.

Так кем же он все-таки был - Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Неизвестно. Известно только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается... Высоцкий продолжал свою жизнь. Его сегодня можно услышать в городских многоэтажных и сельских клубах, на огромных стойках и маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях и в геологических партиях.

Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош ...

Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В.Коваленка и А.Иванченкова. И надо сказать, что здесь все было на высоте - и песня, и исполнение!..

Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказанная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память...

Когда-то он писал:

... Но кажется мне, не уйдем мы с гитарой

На заслуженный и нежный покой...

Правильно писал!

Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов, сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радио спектаклях.

Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки и книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты - труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названием улиц. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету "Влад Высоцкий".

Корабли постоят - и ложатся на курс, -

Но они возвращаются сквозь непогоды...

Чтобы снова уйти,

Чтобы снова уйти на полгода.

Возвращаются все - кроме лучших друзей,

Кроме самых любимых и преданных женщин.

Возвращаются все - кроме тех, кто нужней, -

Я не верю судьбе,

Я не верю судьбе, а себе - еще меньше.

Но мне хочется верить, что это не так,

Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.

Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в делах, -

Я, конечно, спою,

Я, конечно, спою - не пройдет и полгода.

Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в мечтах, -

Я, конечно, спою,

Я, конечно, спою, - не пройдет и полгода.

(1967)http://www.peoples.ru/art/music/bard/vysotsky/visotsky_3.gif

0

5

- Кажется, отец хотел назвать тебя то ли Сергеем, то ли Алексеем. Это правда?

- Аркадия назвали в честь Аркадия Стругацкого, с которым родители были дружны. Когда родился второй сын, его хотели назвать Борисом (в честь братьев Аркадия и Бориса Стругацких). Но тут все заголосили: Ну, как же так! Давайте по-другому. Николаем хотели назвать в честь прадеда, Сергеем - в честь бабушкина брата. Никита появился просто так -шестидесятники любили Хрущева за оттепель. Никита был туда до кучи заброшен. Бросили бумажки в шляпу и мой старший брат вытащил записку с именем Никита.

- На тот момент Аркадию было два годика?

- Да.

- Никита Владимирович, позвольте пространную цитату из известной книги Марины Влади Владимир, или Прерванный полет: По поводу памятника на могилу между Володиной семьей и мной разразился скандал. … На мой взгляд, ничто так не напоминает блестящую и такую недолгую жизнь Владимира Высоцкого, как отколовшийся кусок звезды… Прямоугольник земли, выступающая из него необработанная порода, сверху – метеорит. …Отныне на твоей могиле возвышается наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма – то есть то, отчего тебя тошнило при жизни. И поскольку она меньше двух метров в высоту, у тебя там вид гнома с озлобленным лицом и гитарой вместо горба, окруженного со всех сторон мордами лошадей. Это уродливо, не лезет ни в какие ворота и просто смешно. На цоколе надпись: От родителей и сыновей.

- У Марины действительно была идея. Это была, собственно, не ее идея, но она ее поддерживала: что надо положить метеорит. Грамм метеоритного вещества, насколько нам говорили знающие люди, стоит дороже, чем иной материал того же веса. Так что было невозможно водрузить настоящий метеорит. Положить абы что и сказать, что это метеорит прилетел? В реальности лежал бы просто маленький булыжник. Я абсолютно уверен, что право выбрать макет памятника принадлежало родителям. Не дай никому Бог потерять, пережить сына! Они выбрали всем известный вариант. На мой взгляд, Рукавишников один из очень талантливых скульпторов. Я не знаток, но, на мой взгляд, это произведение искусства. Надгробие, наверное, могло бы быть другим, но так решили отцовские родители. Они так захотели, и я их в этом смысле полностью поддержал. А то, что Марина так остро к этому отнеслась… Дело не столько в памятнике, сколько в том, что произошел разрыв между частью отцовских друзей - Мариной и нашей семьей. Для этого было достаточно много причин. То, что это попало в книгу, ну, значит, попало. Тогда считалось, что о внутренних проблемах не стоит писать. На мой взгляд, это лишнее. Вообще, у нее в книге много того, что нельзя назвать неправдой, но что писать не следовало. Но конфликт, я повторяю, был.

- Неужели, когда Марина работала над книгой, разведка не доложила о ее возможном содержании?

- Мы знали, что книга пишется. Главы переводились. Никто из нас особо не возражал. Но такого, что там оказалось, конечно, не ждали. Сейчас уже прошло много времени – скоро уже 15 лет. У нее много резкостей, и не только в адрес семьи. С годами, эти резкости, как бы отошли на второй план. На первый вышло то, что знала только Марина и могла написать только она.

- Вы до сих пор с Влади на ножах?

- К Марине я отношусь уважительно. Она была женой отца, поэтому мне ничего больше не нужно, чтобы я ее уважал. Это его выбор, его жизнь, его жена. Те вещи, которые она видела лично, безусловно, имеют огромную ценность. И потом, она талантливый человек. Книга хорошо написана. То, что она написала с чужих слов, после разрыва с частью отцовских друзей, имеет много неточностей. Потом Марина сама начала страдать, поняв, что открыла шлюзы мусору. Ведь писать можно все, можно прикладывать его друзей, родителей и т. д. И в результате, дошла очередь и до нее. И несколько раз, очень серьезно, абсолютно не заслуженно, она была оскорблена. Кстати, много лет, что она здесь не появляется, во многом следствие этого. Многие очень нехорошо, очень некрасиво выступили в отношении нее. Первую отмашку дала ее книга, безусловно. Это частная жизнь человека. Есть вещи, которые писать и делать нельзя. Много написано достаточно откровенных и острых вещей про жизнь Блока, однако большинство наиболее близких к нему людей грань не переходило. У любого человека можно в жизни найти какую-нибудь желтую сенсацию.

- Высоцкий, написавший о себе, что при жизни он в привычные рамки не лез, надеюсь, и здесь оставил вездесущих репортеров с носом?

- Есть попытки, причем не только журналистов. Иногда астрологи или люди с нетрадиционными методами познания пытаются анализировать творчество отца, исходя из его проблем. Я не могу к этому объективно относиться. Потому что в жизни: моей, твоей, есть вещи, которые касаются только нас и никого больше. Публичность Высоцкого не дает право близким людям распространять информацию, которая изначально не предназначалась для публики. Для меня в этом смысле образец, к сожалению, ныне покойный Сева Абдулов. Уж кто мог бы порассказать, но он этого не сделал - остался верен их дружбе.

- Если верить прессе, другом Высоцкого не объявил себя только неграмотный или круглый невежа. При жизни Поэта, ему не могли помочь с изданием его стихов, зато после смерти – не коллега, не собутыльник, не слушатель, а сразу - друг…

- Это не такая однозначная проблема. Отец на самом деле к людям относился очень доброжелательно, даже к тем, с кем был мимолетно знаком. И человек ощущал себя его другом. Он мог человека долго не видеть, но, встретив, страшно обрадоваться. Он себя дарил людям. Это первое. Второе, как бревно у Ленина, которое несли пять тысяч человек. Знаете, наверное? И потом пошла шутка, что коммунизм из этого единственного бревна и построили. Людям хочется приобщиться к чему-то такому. На самом деле время такое лечит очень хорошо. Настоящих друзей у отца было достаточно много. Многие люди имеют полное право сказать, что были его друзьями. Шемякин, Золотухин, Туманов, Бортник, Дыховичный, Говорухин, Володарский – это друзья реальные.

- Несмотря на друзей, отец оставался одиноким человеком?

- Его одиночество не в том, что он не может ни с кем поделиться, что люди его не принимают. Как любой одаренный, гениальный человек он остается один на один с божьим даром. Это колоссальная, тяжелейшая ноша. Умение отрешиться от себя, своего «хочу», ради того, что ему шло, что он слышал. Он понимал, что, несмотря на свои проблемы, болезни, запои, занятость – он обязан это сделать. Моя бабушка, его мать, рассказывала. Он пришел после сложнейшего спектакля, лег и не может заснуть - встает и опять пишет. А в восемь часов встает и опять бежит на работу. Это его черта – мужественное служение своему Дару.

- Как думаешь, смог бы Владимир Высоцкий вписаться в новые рыночные отношения?

- Отец в последние годы, по советским меркам, зарабатывал очень много. Однако когда он умер, ничего, кроме долгов не осталось. Отец хотел зарабатывать, понимал, что стоит много, но при этом не был стяжателем. Деньги для него действительно - прах. Он хотел быть независимым, построить дом.

- Можно и легко ли заработать на имени Высоцкого?

- Сложно сказать. Отец не попсовая фигура. Тем не менее, фильмы с его участием, которые все уже по сто раз смотрели, до сих пор поднимают рейтинги телевизионных каналов. Может не так, как американские боевики, но все-таки. Двухтомник Высоцкого выходит вот уже 17-м изданием: безусловно, не таким огромным тиражом, как раньше, но опять-таки люди покупают. Значит, читают, значит, он нужен. Потихоньку он осваивает коммерческое пространство. Очень многие пытались заработать политический капитал на его имени. Особенно перед очередной предвыборной компанией. В роликах говорят, насколько они любят Высоцкого и т. д. Ни Говорухин, ни Губенко этого не делали, хотя уж они-то, наверное, имели право. Получается обратный эффект. У людей, которые любят отца, такое использование его памяти, его имени вызывает раздражение.

- Порой создается впечатление, что по стране разъезжают двойники известных групп или исполнителей. Высоцкого тоже клонируют?

- Я был как-то в Магаданской области. У меня жена оттуда родом. И мне ребята рассказывают, что у нас несколько месяцев назад был Никита Высоцкий. Я в ответ: Да я первый раз сюда приехал. Это способ заработать, привлечь к себе внимание. Но такое долго не живет.

- Не скажешь, что имя Высоцкого затреплено рекламными слоганами. Че Гевара, кажется, мебель рекламирует, но вот, правда, Пушкина тоже не видно.

- Я видел много попыток использовать имя Высоцкого в рекламной кампании. Имитировали его голос. Я созвонился с одним рекламным агентством, которое этот рекламный ролик выпустило. Мне там сразу сказали, что он не пошел.

- Какие эпизоды фильма Место встречи изменить нельзя снимал Высоцкий-режиссер?

- Темная история! Если послушать, то получается, что отец чуть ли не полфильма снял. Говорухин тогда уехал на пять дней. Поскольку он доверял отцу и не хотел выбиваться из графика, то поручил ему работу над фильмом. Какие сцены снимал Высоцкий? Абсолютно точно – это финал серии, где отпускают Груздева. Где-то я слышал - что эпизод с задержанием Фокса, в другом месте прочитал, что он снимал сцены в банде. Думаю, на самом деле, просто уже никто точно не помнит.

- Такая фигура не может существовать без окружающих ее легенд…

- Достаточно много жареных фактов. Журналисты пытаются найти то какого-нибудь собутыльника, то врача, который выдаст медицинскую тайну. Я сейчас не просматривал прессу, но каждый год к 25-м числам (зимой и летом) что-нибудь да появляется. В одном уральском литературном журнале была опубликована фальшивка. Некий Коляда – драматург и главный редактор – тиснул на страницах расшифровку документа, из которого следовало, что отец являлся агентом КГБ. Подделка! В ответ мы послали аргументированное, доказательное письмо. Людей, которые могут опровергнуть такое вранье, достаточно много.

Про Высоцкого ходят два взаимоисключающих мифа. С одной стороны, отцу все в жизни легко давалось, и на иностранке он женился, и в театре работал, и в кино снимался. Словом, такой самородок, к которому все само в руки плыло, а он – такой нахал – при этом пил и гулял. Только не понятно, почему в 42 года умер?! С другой – что еще чуть-чуть, и он бы сидел, потому что был диссидентом, пер в стену лбом. Он ни то, и ни другое. Он хотел не разрушать, а делать. По натуре отец был созидателем.

- На твой взгляд, Никита, почему о такой культовой фигуре нет анекдотов?

- Анекдоты же рассказывают не про артистов, а про их героев. Ведь не про Тихонова рассказывают, а про Штирлица.

- Как обстоят дела в Фонде его имени?

- Фонд был создан, во-первых, чтобы построить этот музей и объединить усилия тех людей, которые готовы помогать. Попутно возникло несколько идей. К примеру, моя идея с премией Своя колея. Она висела в воздухе. Об этом говорили на квартире у отца. Я исполнитель этого дела, я ей ноги приделал. Работа над книгой Владимира Новикова Высоцкий в серии ЖЗЛ, например, профинансирована Фондом Высоцкого. Фонд занимается различными программами, связанными с памятью Высоцкого. Что касается этого вечера, это только видимость, что всем легко и весело. С каждым годом все труднее и дороже, между прочим, делать все это.

- А как в этом смысле дела за границей?

- Один из главных хитов всей Финляндии – Песня о друге. Я посетил недавно Черногорию – там открыли памятник отцу и включили его произведения в школьную программу. В Болгарии, Польше существуют музеи Высоцкого. Мне трудно оценить уровень этого интереса.

- Никита, ты не против, чтобы с эстрады перепевали песни Высоцкого?

- Современные исполнители, популярные у нынешней молодежи, когда поют песни Высоцкого – я вижу в этом какой-то элемент просветительства с их стороны. Люди, которые их слушают и интересуются, они через них приходят к Высоцкому. Я благодарен Гарику Сукачеву, Шевчуку, который несколько лет назад собрал рокеров и сделал целую программу. Вот это так надо делать. Не агрессивно.

- В быту Владимир Семенович сильно отличался от своего экранного образа?

- Не было такого, чтобы отец входил и заполнял собой пространство. Спокойно к себе относился. Он не нес себя как звезду: вот, мол, смотрите - кто к вам пришел! Отец был простым, нормальным человеком. Он понимал и разделял: здесь – жизнь, а здесь – сцена.

- Какие советы давал свои детям?

- Он мне как-то сказал: Ты пойми, всегда, всю жизнь, когда плохо внутри, то люди ищут врага, чтобы все на него свалить.

- Курил много?

- Да. Одну за одной. Он не был кайфолом. Это была беда. Мучающийся, страдающий человек в этой ситуации. За него было страшно, на самом деле. И он с этим боролся, насколько мог. Об этом не принято писать, но вокруг него всегда хватало людей, которые наоборот разгоняли его. Которые могли находиться рядом с ним, когда он был именно в таком состоянии. Они пользовались этой его слабостью. А когда он работал, они ему были не нужны и не интересны. А так вот налили, раз, раз… И Станислав Сергеевич Говорухин не раз ему говорил: Володя, гони ты всю эту шушеру от себя! Гони!. Была проблема, с которой он боролся и были люди, которые ему в этом помогали.

- Существуют противоречивые данные о том, был ли Высоцкий крещен. Что тебе известно об этом?

- Меня спрашивают: Почему ты не напишешь книгу? Со мной очень многие люди были откровенны, но я при этом не присутствовал, я этого не видел. Я не верю, что он мог так костюмироваться. Я не верю, что человек, который мог написать мне есть что спеть, представ перед Всевышним, не верил в Бога. Или человек, который написал Купола России, не верил в Бога. Мне кажется, что крещеным он был уже в сознательном возрасте. Вероятно, это было сделано не публично. Для себя. Свидетелей нет. Тем не менее, это догадки и моя внутренняя убежденность.http://www.peoples.ru/art/music/bard/vysotsky/visotsky_16.jpg

0

6

1. Известная песня
Во время съемок фильма "Вертикаль" Высоцкий написал несколько альпинистских песен. С одной из них связан забавный эпизод. Режиссер Станислав Говорухин несколько дней отсутствовал, куда-то уезжал по делам, а когда вернулся, то первым делом зашел в номер к Высоцкому и никого там не обнаружил. Он увидел на кровати какие-то исписанные листки, заглянул и прочел слова только что написанной песни: "Мерцал закат, как блеск клинка..." Перечитав эти строки раза два, Говорухин уже знал их наизусть. Он спустился в холл гостиницы и увидел Высоцкого, который сидел в буфете с гитарой, в окружении нескольких актеров. Не успели поздороваться, как Высоцкий похвастался, что написал великолепную песню для фильма и готов ее исполнить.
- Ну давай, - согласился Говорухин, который уже задумал розыгрыш.
Высоцкий ударил по струнам и запел: "Мерцал закат, как блеск клинка..." Не успел он пропеть и трех строк, как Говорухин прервал его:
- Да ты что, Володя! Ты шутишь... Это же известная песня, ее все альпинисты знают...
- Да не может быть! - не поверил Высоцкий.
- Как не может быть? Там дальше еще припев такой будет:
Отставить разговоры,
Вперед и вверх, а там
Ведь это наши горы,
Они помогут нам...
- Точно ... - растерянно сказал Высоцкий. - Ничего не понимаю... Слушай, может быть, я в детстве где-нибудь слышал эту песню, и она у меня в подсознании осталась... Эх, какая жалость!..
- Да-да-да! - подхватил Говорухин. - Такое бывает довольно часто...
Но, увидев вконец расстроенного Высоцкого, во всем признался.

2. Проблемы?
Когда в 1979 году Высоцкий приехал в Америку, его сразу же окружила толпа журналистов. Первым же вопросом был вопрос об "ужасах советской действительности" и о "бесчеловечности коммунистического режима".
- Но неужели вы думаете, - отрезал Высоцкий, - что если у меня есть проблемы с моим правительством, то я приехал решать их здесь?
Больше его не провоцировали.

3. Прости, ошиблись.
Во время отдыха в Сочи в гостиничный номер Высоцкого заглянули воры. Вместе с вещами и одеждой они прихватили и все документы, и даже ключ от московской квартиры. Обнаружив пропажу, Высоцкий отправился в ближайшее отделение милиции, написал заявление, и ему обещали помочь. Но помощи не понадобилось. Когда он вернулся в номер, там уже лежали похищенные вещи и записка: "Прости, Владимир Семенович, мы не знали, чьи это вещи. Джинсы, к сожалению, мы уже продали, но куртку и документы возвращаем в целости и сохранности".

4. Стерва бешаная!
Владимир Конкин, игравший Шарапова в фильме "Место встречи изменить нельзя", рассказывал, что во время съемок милицейской погони, которые происходили в центре Москвы в ночное время, часть территории возле Большого театра была оцеплена милицией. Во-первых, чтобы какой-нибудь зевака не влез в кадр и не угодил под колеса, а главным образом для того, чтобы работе не мешали многочисленные поклонники Высоцкого. Народу вокруг ограждения толпилось всегда порядочно, и милиции приходилось постоянно сохранять бдительность. Но не всегда это получалось. Однажды после съемок очередного эпизода объявили перерыв. Артисты разбрелись кто куда, отошел чуть в сторону и Высоцкий. Все остальные оставались на площадке, мирно беседовали, и вдруг из темноты раздался страшный рык: "Ды отпусти ты, стерва бешеная! Эй, кто-нибудь, помогите!.." Все бросились в темень выручать коллегу от неведомой опасности. Каково же было всеобщее удивление, когда, обнаружили Высоцкого, который изо всех сил пытался оторвать от себя молодую женщину: она вцепилась зубами в его кожаное пальто. Кое-как общими усилиями удалось разжать ей зубы. Нарушительницу увели, а Высоцкий рассказал, как к нему подбежала эта самая незнакомка, сказала взволнованным голосом: "Здравствуйте!", потом замолчала и вдруг внезапно, от полноты чувств, укусила артиста за плечо. Хорошо, что пальто было не из мягкой иностранной лайки, а из прочной отечественной кожи.http://www.peoples.ru/art/music/bard/vysotsky/visotsky_2.gif

0


Вы здесь » forumeuropi » Музыка » Владимир Высоцкий (25.01.1938 года - 25.07.1980 г)