Луи де Фюнес
РОДИЛСЯ 31 июля 1914, Курбевуа, Франция
УМЕР 27 января 1983, Нант, Франция
ПРОФЕССИЯ - актер, режиссер, сценарист
СМЕХ И РОЗЫ
Этот невысокий, но поистине великий человек очень долго шел к своей славе, шел упрямо и достиг цели – добился популярности и процветания, стал ведущим комиком французского экрана, одним из символов нации. Невероятное упорство и самоотверженность этого отважного клоуна, энергия, с которой он, до конца дней, отдавал себя профессии, на экране и на театральных подмостках, – пример высокого актерского достоинства и жизненной стойкости.
И если персонажи Луи де Фюнеса карикатурны, вздорны и смешны, перед ним самим, перед памятью о нем, с почтением снимешь шляпу.
МАЛЕНЬКИЙ ДВОРЯНИН
Потомок испанских аристократов, в юности Фю-фю (так дружески- фамильярно французы называли своего любимчика) мечтал стать музыкантом или актером – скажем наперед – удалось и то и другое.
Луи де Фюнес родился 31 июля 1914 года в Курбевуа. Его отец Хиспэн Карлос де Фюнес де Галарза был потомком испано-португальского аристократического рода из Севильи. Он держал небольшой ювелирный магазин в пригороде Парижа. В доме безраздельно хозяйничала темпераментная мадам Леонор де Фюнес. Луи, ее любимчика, умевшего до коликов рассмешить мать, выгоняли за проказы отовсюду, где он, подрастая, пробовал заработать. Мальчишка не унывал, ловил рыбу в Сене и с энтузиазмом копировал ужимки любимого Чаплина. О жгучем желании актерствовать родителям не говорил – боялся, что запретят и думать о карьере лицедея. Молодые годы де Фюнес провел дурачась, строя рожи одноклассникам и пародируя учителей.
Вот только одна зарисрвка на "школьную" тему
"...Мадемуазель Сованж, бесцветная сухая особа, срывается, как обычно, на двадцать пятой минуте урока: "Фюнес, вон из класса!" Крышка парты с грохотом откидывается, и маленький взъерошенный мальчуган испуганно тянет тоненьким голоском: "Но мадемуазель, я же не сделал ничего плохого..." В классе - взрыв хохота. В том, как герой сцены вытягивает шею и мелко трясет подбородком, каждый узнает ненавистную математичку. Луи проявляет поразительную неспособность к точным наукам. Он не умеет складывать дроби, не может отличить катет от гипотенузы и с большим трудом решает простейшее уравнение с одним неизвестным. Чтобы в глазах приятелей не выглядеть полным идиотом, Луи устраивает шоу из каждого своего подхода к классной доске. За спиной учителя он гримасничает и выпучивает глаза, как умалишенный".
Жажду самовыражения Луи утолял и в лицее, на студенческой театральной сцене. Шутил он и дома, и в магазине. Без юмора и клоунады юноша не мог прожить и дня.
В 1939-м по слабости здоровья де Фюнеса освобождают от армейской службы – при росте 1 метр 64 см он весил всего 55 кг. Через год Луи все же попал в военный лагерь – здесь он развлекал солдат исполнением популярных песенок – уже тогда неплохо играл на пианино.
ЛЮБОВНИК С ПЛОЩАДИ ПИГАЛЬ
Ранимые и впечатлительные, актеры могут быть безжалостны по отношению к коллегам – вот высказывание Катрин Денев о де Фюнесе: "Ни одна не захотела бы иметь этого карлика в постели". Однако звезда ошибалась или говорила от своего имени – Луи любил женщин и они отвечали ему взаимностью. Шустрый "наполеончик" покорял дам наглостью, чувственностью и неистовым напором.
Это только поначалу девушки обходили стороной коротышку Луи. В юности Фю-фю был влюблен в соседку – актрису Элину Лабурдет, но та даже не смотрела в его сторону. Бордель – вот место, где де Фюнес освободился от комплексов и огорчений – первый сексуальный опыт он получил с проституткой. Говорят, с тех пор Луи навсегда остался циником – искал не любви, а наслаждений. Работая тапером на площади Пигаль, частенько всю зарплату он оставлял у продажных женщин.
НЕ ДО СМЕХА
В 1941 году в одной из драматических студий, Луи познакомился с начинающей актрисой Жанной Бартельми, внучкой Ги де Мопассана. 22 сентября 1943 года они поженились. Луи заботился о своей супруге, как умел – в оккупированном фашистами Париже он цепко держался за место кладовщика, благодаря чему мог сносно питаться, подкармливать беременную жену и продолжить учебу в театральных школах. В ноябре 1944 ого у четы родился сын – Патрик.
Как это часто бывает, жизнь будущего комика складывалась не слишком весело. После войны де Фюнес был декоратором витрин в универмаге, жестянщиком, счетоводом, чертежником, фотографом, коммивояжером и скорняком – зарабатывал на хлеб и учебу. Он выступал в кабаре, играл в экспериментальных театриках, декламировал, пел, танцевал, и, разумеется, смешил... и все это почти на голом энтузиазме. Луи участвовал в театральных массовках, со сцены бежал в бар, где садился за пианино. Наконец нашел работу в театре. Его стали понемногу приглашать на радио, телевидение и в кино
СТОЛЬ ДОЛГОЕ ОЖИДАНИЕ
В cinema де Фюнес дебютировал сразу после войны. Снимался много, но эпизоды ему доставались микроскопические – такие не задерживались в памяти зрителей. За полтора десятка лет актерской деятельности, к 1960 году в актерской галерее Луи скопилось около ста портретных набросков. Пожалуй, только в дилогии "Папа, мама служанка и я" (1954), склочного соседа главных героев впервые заметили. Спустя еще четыре года (когда от темной шевелюры Фю-фю оставались одни воспоминания), Луи сыграл, наконец, свою первую "сольную партию"– роль в картине Ива Робера "Не пойман – не вор". Браконьер и плут Блеро открыл чуть ли не отмычкой ту самую заветную дверь, что привела актера к вершине славы.
Позднее, снимаясь в комедии "На дерево взгромоздясь", де Фюнес посетует партнерше по фильму – дочери своего кумира Джеральдине Чаплин: "Я слишком долго ждал в приемной его величества Успеха, – слишком долго и безуспешно стучал, пока меня, наконец, не впустили..."
КРЫЛЫШКИ СЛАВЫ
Однако, в интервью, данном актером в 1971 г. можно прочесть и такое признание: "Я не сожалею о медленном развитии моей карьеры. Эта неспешность помогла мне понять основательно мою профессию. Когда я был еще неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом, я приобрел, некоторый комический багаж, без которого не смог бы сделать карьеру. Если начать снова, я бы не отказался от своего пути".
Популярность "Непойманного" обеспечила де Фюнесу участие в новых фильмах в неизменном амплуа суетливого пройдохи. В начале 60-х в мировом кино возрождается интерес к эксцентрической комедии с элементами буффонады, пародии и абсурдистского юмора. Персонаж Луи оказывается в это время, как нельзя, кстати. Вершина экранного успеха де Фюнеса – картины середины десятилетия.
Это, прежде всего, два фильма Жерара Ури, где Луи работал в паре с Бурвилем ("Разиня" и "Большая прогулка"), начало киносериала о приключениях провинциального жандарма Крюшо и незабвенная трилогия "Фантомас". Нелишним будет заметить, что в советском прокате фильмам де Фюнеса открыли "зеленую улицу". Лучшие ленты шли на наших экранах, феноменального француза гениально "перевел" на русский язык дублировавший комика Владимир Кенигсон.
На родине, в 1968-м, Луи де Фюнеса признали лучшим актером. По размеру гонораров (2,5 млн. франков за фильм) он превзошел всех звездных коллег (отнюдь не пустяк для человека, который так и не смог забыть свою нищую юность). Однако вскоре в карьере Фю-фю наметились первые признаки спада. Со смертью Бурвиля в 1970-м Луи потерял своего лучшего партнера. В нескольких последующих комедиях актер комиковал "в пустоте", казалось, его виртуозно-гротескная мимика становится самоцелью, единственным стержнем фильмов, в которых участвует де Фюнес.
В зените славы он получил редкую для звезды кино власть над сценаристами, режиссерами и продюсерами. Все они попали в зависимость от настроения и капризов Луи, состояния его здоровья или его планов на ближайший выходной.
Но зрители по-прежнему обожали своего кумира. Еженедельник "Экспресс" писал: "На протяжении 20 лет де Фюнес врачует соотечественников, помогая им отделываться от недостатков, которые он мастерски обличает своей клоунадой".
ПОЛЮБИТЕ ПЛОХОГО
Зритель любит комических героев. Даже самые отъявленные экранные плуты – милые симпатяги, лирики и добряки в глубине души. Экземпляр, созданный Луи де Фюнесом – яркое и смелое исключение. Персонаж Фю-фю – маленький, антипатичный, глупый, жадный, вздорный, тщеславный, беспринципный, эдакий хитрюга, всегда оказывающийся в дураках. Образ, найденный актером, – продолжение традиции итальянской комедии масок и средневекового французского фарса. Пластика актера подчеркнуто карикатурна, он не стремится вызвать даже тень сочувствия к своему герою. Комик упрямо, неистово, агрессивно изображал на экране один и тот же национальный, социальный тип – сатирическое воплощение человеческих слабостей и пороков. Таков его комиссар Жюв, самодовольный и подозрительный чинуша, то и дело впадающий в раж, оттого что реальность, с которой он сталкивается, устроена вовсе не так, как ему хотелось бы. Бесподобны эти выплески сумасшедшей энергии, прерываемые внезапным ступором в момент очередного провала. Первый полицейский страны замирает, обливаясь потом от умственного напряжения, и, вытаращив глаза, сообщает озаренно:
-Я все понял!
-???
-Это был Фантомас!
В зале рыдают от хохота, зритель на может не платить любовью за эти минуты освобождения от утомительной серьезности лица, за счастье посмеяться вволю над этим дураком, а заодно и над собой.
Моды и течения менялись, но "бесноватый" де Фюнес оставался прежним и его можно было понять: слишком больших усилий, слишком многих лет стоило ему найти эту ноту, эту краску, это амплуа. Найти и дождаться, когда позовут, когда посмотрят, когда засмеются.
НЕ ГОВОРИТЕ ОБО МНЕ, ДЕТИ
Так называется книга, написанная сыновьями Луи де Фюнеса – врачом Патриком и гражданским летчиком Оливье. В работе над биографическим повествованием в качестве консультанта принимала участие и вдова актера.
Вопреки просьбе отца, дети сделали достоянием читателя не самые приглядные стороны характера великого комика.
15 марта 1973 года Луи де Фюнесу присвоили звание кавалера "Ордена Почетного Легиона". Вскоре после этого знаменательного события началась черная полоса в жизни актера . Первый инфаркт случился весной 1975-го на сцене, во время спектакля "Вальс тореадоров". Через несколько месяцев, уже в госпитале – второй. "Это, наверное, для того, чтобы я лучше осознал первый", – пробовал шутить де Фюнес. Он долго болел, журналисты о нем почти забыли. Режиссеры боялись приглашать актера, сердце которого может остановиться в любой момент, а публика отказывалась верить в то, что у клоуна вообще может быть сердце. Луи прервал работу в театре и кино. Обидевшись на молчание коллег, комик продал квартиру в Париже, уехал в свой замок де Клермон (наследство Мопассана), под Нантом, на берегу Луары, к любимым розам, в уединение и покой.
Тишину прервал звонок Клода Зиди, предложившего работу в картине "Крылышко или ножка". Де Фюнес согласился, но весь период съёмок оставался под медицинским наблюдением.
Ослабло не только здоровье – с годами и нрав де Фюнеса совсем испортился. Он часто ссорился с собратьями по искусству. Луи стал жадноват и брюзглив, подобно его персонажам. Теперь Фю-фю веселился только перед камерой, на жизнь комик смотрел угрюмо. Улыбку у де Фюнеса могла вызвать только любимая внучка, дочь младшего сына Оливье, который детстве и отрочестве без особой охоты снимался в нескольких фильмах отца.
Актерских сборищ и застолий Луи терпеть не мог: "Каких только глупостей не говорит человек с бокалом в руке". Он жил будто не в наше время, а в XIX веке. Неохотно водил машину, как в юности удил рыбу, выращивал розы. "Я не люблю общества, у меня мало друзей. Все свободное время, отдыхая от веселья, я провожу со своей семьей".
СКУПОЙ
У Леонида Филатова в стихотворении "О, не лети так, жизнь!" есть строки – "и пусть я никогда спектакля не увижу, но все ж, я буду знать, что был такой спектакль". Стихи вспомнились, когда я читал эссе Валера Новарина о де Фюнесе-театральном актере. Написанное великолепным языком, оно приоткрывает неизвестную нашему зрителю сторону таланта актера для которого кинематограф (как это ни странно) – лишь фрагмент творчества. В последние годы Луи не снимался – берег силы, готовясь к единственной роли, о которой мечтал всю жизнь. Мечтал так давно. что режиссуру этой картины, экранизации мольеровского "Скупого", не доверил никому, став в первый и последний раз по обе стороны кинокамеры ( добавим, что де Фюнес был автором сценариев нескольких своих кинокомедий), призвав в помошники Жана Жиро.
Роль Гарпагона, приди она лет на двадцать раньше, могла бы стать началом совсем другой биографии. Фильм был прохладно встречен прессой и не окупился в прокате. Тем не менее выдающийся вклад Фюнеса во французское и мировое кино в 1980-м был отмечен почетной премией "Сезар".
СМЕРТЬ В САДУ
Любимым режиссером де Фюнеса и, пожалуй, единственным другом среди представителей этой профессии был Жан Жиро, с которым они сделали все фильмы о жандарме из Сен-Тропеза, а также "Большие каникулы" (1967) и "Капустный суп" (1981). После смерти товарища де Фюнес утратил интерес к жизни. Перестал проверять счета и принимать лекарства. Никого не приглашал, не отвечал на телефонные звонки. Жанне иногда казалось, что Луи не помнит имя внучки... Единственным человеком, которому Луи по прежнему доверял, был садовник Виктор. Вдвоем неторопливо беседовали о розах, правильном поливе и новых удобрениях. Иногда отправлялись вместе рыбачить...
За неделю до смерти Луи сказал жене: "Я знаю, какой будет моя самая удачная шутка" – "Какая же?" – "Мои похороны. Я должен сыграть это так, чтобы они обхохотались".
Однажды, сидя на скамье в саду среди клумб, де Фюнес обратился к Виктору: "Не знаю, почему у меня так отяжелели ноги. Чем ближе я подхожу к порогу, тем дальше он от меня..." В тот вечер у актера сильно болело сердце, но он не жаловался, только заметил, что, наверное, где-то подхватил грипп.
Утром Луи вышел к Жанне со словами: "Я скучаю один в своей комнате..." Это были его последние слова.
Великий комик скончался по дороге в клинику 28 января 1983 года.
ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ
1982
Жандарм и жандарметки - Жана Жиро и Тони Абоянтца
1981
Капустный суп - Жана Жиро
1980
Скупой - Жана Жиро и Луи де Фюнеса
1979
Жандарм и инопланетяне - Жана Жиро
1978
Раздор - Клода Зиди
1976
Крылышко или ножка - Клода Зиди
1973
Приключения раввина Якова - Жерара Ури
1971
Мания величия - Жерара Ури
Йо - Жана Жиро
На древо взгромоздясь - Сержа Корбера
1970
Жандарм на отдыхе - Жана Жиро
Домашний оркестр - Сержа Корбера
1969
Джентльмены удачи - Рауля Андре
Замороженный - Эдуара Молинаро
1968
Татуированный - Дени де Ла Пательера
Жандарм женится - Жана Жиро
1967
Фантомас против Скотланд Ярда - Андре Юнебеля
Маленький купальщик - Робери Дери
Оскар - Эдуара Молинаро
Большие каникулы - Жана Жиро
1966
Большой ресторан - Жака Бенара
Большая прогулка - Жерара Ури
1965
Фантомас разбушевался - Андре Юнебеля и Аруна Тазьеффа
Жандарм в Нью-Йорке - Жана Жиро
Волокиты - Жиля Гранжье и Жоржа Лотнера
Разиня - Жерара Ури
1964
Фантомас - Андре Юнебеля
Как мышь среди людей - Жака Пуатрено
Жандарм из Сен-Тропе - Жана Жиро
Игра в ящик - Жоржа Лотнера
1963
Карамболь - Марселя Блюваля
Срывайте банк - Жана Жиро
Пуик-Пуик - Жана Жиро
1962
Дьявол и десять заповедей - Жюльена Дювивье
Мы отправляемся в Довиль - Франсиса Риго
Под светом Луны в Мобеже - Жана Шерасса
Счастливчики - новелла - Жака Пиното
Преступление не выгодно - Жерара Ури
Джентльмен из Эпсома - Жиля Гранжье
1961
Кандид или оптимизм ХХ века - Норбера Карбонно
Прекрасная американка - Робера Дери
Капитан Фракасс - Пьера Гаспара-Юи
Вендетта - Жана Шерасса
1960
Пускать мыльные пузыри - Мориса Дельбеза
Пригородные поезда - Жана Бастиа
1959
Мой друг цыган - Франсуа Жира
Прохвосты - Стено
Тото, Ева и запретная кисть - Стено
Некоторым нравится похолоднее - Жана Бастиа и Ги Лионеля
1958
Жизнь вдвоем - Клемана Дюура
Не пойман - не вор - Ива Робера
Такси, Повозка и Коррида - Андре Юнебеля
1957
Совсем некстати - Мориса Регами
1956
Через Париж - Клода Отан-Лара
Малютки у Простофили - Поля Меснье
Закон улиц - Ральфа Хабиба
Мама, папа, моя жена и я - Жан-Поля Ле Шенуа
Упрямец - Норбера Карбонно
Семейство Аноден - (ТВ-сериал)
1955
Гусары - Алекса Жоффе
Фру-Фру - Аугусто Женина
Порочные - Пьера Шевалье
Папочкина банда - Ги Лефранка
Здравствуй, улыбка - Клода Сотэ
Если бы нам рассказали о Париже - Саша Гитри
Девчонка ниоткуда - Гезы фон Радвани
Невозможный господин - Пипле Андре Юнебеля
Наполеон - Саша Гитри
Ингрид - история фотомодели - Гезы фон Радвани
1954
Папа, мама, служанка и я - Жан-Поля Ле Шенуа
Королева Марго - Жана Древиля
Служебный вход - Карло Рима
О, эти прекрасные вакханки! - Жана Лубиньяка
Корсары Булонского леса - Норбера Карбонно
Первоапрельская шутка - Жиля Гранжье
Семейные сцены - Андре Бертомье
Девчонки устанавливают правила - Рауля Андре
Пятиногий баран - Анри Вернея
За закрытыми дверьми - Жаклин Одри
Молодо-зелено - Клода Отан-Лара
Рыцарь ночи - Робера Дарена
Интригантки - Анрик Дэкуэна
Мадемуазель Нитуш - Ива Аллегре
Мучения - Жака Даниэль-Нормана
У мужчин на уме только это - Ива Робера
Секрет Элен Маримон - Анри Калефа
Fraternite - Рене Люко (ТВ)
1953
Жизнь честного - Саша Гитри
Странное желание месье Барда - Гезы фон Радвани
Смех - Мориса Регами
Поверьте мне - Жиля Гранжье
Дортуар для старшеклассниц - Анри Дэкуэна
Ночные спутницы - Ральфа Хабиба
К черту добродетель - Жана Лавирона
Капитан Болван - Ги Лефранка
Легко и коротко одет - Жана Лавирона
Мой братишка из Сенегала - Ги Лакура
1952
Парижские воробышки - Мориса Клоша
Я был им трижды - Саша Гитри
Простодушные в Париже - Гордона Парри
Восьмое искусство и манеры - Мориса Регами
Бегство месье Перля - Роже Ришебе
Она и я - Ги Лефранка
Их было пятеро - Жака Пиното
Семь смертных грехов - новелла - Жана Древиля
Господин Легийон, фонарщик - Мориса Лабро
Брачное агенство - Жан-Поля Ле Шенуа
Любовь не грех - Клода Каривена
Месье Такси - Андре Юнебеля
Уважаемая потаскуха - Шарля Брабана и Марселло Пальеро
Божье правосудие - Раймона Бернара
Волки охотятся по ночам - Бернара Бордери
Большие зубы - Даниэля Желена
1951
Любовь дождя - Жана Лавирона
Злюка - Саша Гитри
Игроки - Клода Барма
Юные чемпионы - Пьера Блонди
Лавчонка - Клода Андре Лаланда
Бонифаций Сомнабула - Мориса Лабро
Адрес неизвестен - Жан-Поля Ле Шенуа
Красная роза - Марселло Пальеро
Сноровка - Ги Лефранка
Краткое безумие - Жан-Поля Полена
Нет отпуска для господина мэра - Мориса Лабро
Глупец - Клода Барма
У меня потрясающая жена - Андре Юнебеля
Биби Фрикотен - Марселя Блистена
Бесхарактерный любовник - Жиля Гранжье
1950
Безрадостная улица - Марселя Жибо
Король трепа - Мориса Лабро
Свидание с удачей - Эмиля Э. Рейнерта
Мой друг Сэнфуан - Марка-Жильбера Совайона
До свидания, месье Грок - Пьера Бийона
Его последние двенадцать часов - Луиджи Дзампа
Адемай у пограничного столба - Поля Коллена
1949
Только что появившись - Жака Уссена
Некий господин - Ива Кьямпи
У нашей любви нет выходных - Пьера Монтазеля
Миссия в Танжере - Андре Юнебеля
Миллионеры на день - Андре Юнебеля
Я люблю только тебя - Пьера Монтазеля
Гослен - Бернара де Латура
1948
Круиз для незнакомца - Пьера Монтазеля
1947
Антуан и Антуанетта - Жака Беккера
1946
Шесть часов коту под хвост - Алекса Жоффе и Жана Левитта
Последнее убежище - Марка Моретта
1945
Барбизонские искушения - Жана Стелли
Отредактировано hamburg (2005-09-01 01:27:26)