Что такое личность человека?
Сами люди определили бы по-разному. Часто в традициях западных культур и различных естественных религиях человек определял и определяет себя как совокупность всех своих частей, в которых присутствуют все уровни существования вселенной. С этой точки зрения человек представляет собой некий микрокосм помещенный в макрокосм. Маленький мир помещенный в мир большой. И действительно мы можем видеть в себе все уровни существования, присутствующие во вселенной. Мы существуем на уровне мельчайших материальных частиц и сложных химических соединений. Есть в нас и биологический план существования, и душевное бытие, которое мы определяем с помощью психологических закономерностей. Есть в нас начатки животной психологии. Об этом можно много говорить. Павел Флоренский резюмировал этот взгляд блестящей фразой «Человек это сокращенный конспект мироздания». Но как это не может показаться на первый взгляд странным, уже раннехристианская мысль воспротивилась этому взгляду. Еще в четвертом веке Григорий Богослов писал, что нет, на самом деле человек есть макрокосм помещенный в микрокосм. Отчасти, чтобы понять это, можем просмотреть одно из Кантовских доказательств бытия Божия, где он берет как посылку, постулат о свободе человека, который, в свою очередь, постулирует через отрицание противоположности. Попробую пояснить свою мысль при его помощи. Допустим, что человек не свободен, что из этого следует? Это означает, что тогда мы должны снять всякую ответственность с человека за его поступки. Если я не свободен, а всецело завишу от обстоятельств, например, от общества, от того, что от меня требуют и чему меня научили, тогда, если я украл что-то или убил, пусть мои учителя идут в тюрьму вместо меня. Мы должны отменить тюрьмы и ряд общественных заведений. Не можем же мы приписать ответственность речке Припяти за то, что она впадает в Днепр? Мы не можем сказать, что это ее нравственный долг почетная обязанность или наказать за то, что она выносит в Днепр радиоактивные вещества. Река не обладает даром личностного, даром свободного бытия. Мы не можем приписать ответственность природным стихиям за то, что они что-то образуют или разрушают. Они не имеют свободы выбора. Если мы утверждаем ответственность человека, то утверждаем и его свободу. Но основной закон вселенной это закон детерминизма. Закон причинно-следственных отношений, взаимного соподчинения всех частей. А человек не подчиняется всецело основному закону вселенной. Он обладает даром личностного свободного бытия, даром творчества, и не сводится к своему вселенскому существованию. В восточной христианской традиции личность в первую очередь воспринимается как начало внемирное, оказывающее инициирующее воздействие на мир. Имеющее во вселенском существовании свое проявление, свои инструменты в виде человеческой индивидуальности, обнаруживающей себя во всех планах бытия. Человек есть макрокосм помещенный в микрокосм.
Эти представления вошли в различные философские и научные традиции.
wanderer@svitonline.com
Коробий Евгений