forumeuropi

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » forumeuropi » Латвия » История Латвии


История Латвии

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЛАТВИИ

Первые жители на территории Латвии

После ледникового периода, приблизительно в IX тысячелетии до н. э., в Латвию пришли с юга первые поселенцы. Это были охотники и рыболовы, о чем свидетельствуют найденные при раскопках принадлежности охоты и рыболовства: костяные и роговые гарпуны с клювообразными зазубринами, костяные ножи и роговые топоры. Жителей было немного, и они поселялись отдельными группами вблизи рек и озер, довольно далеко друг от друга. В ту эпоху существовал первобытнообщинный строй. Первобытнообщинный строй на территории Латвии охватывает длительный период с IX тысячелетия до н. э. по IX столетие н. э., т. е. период более девяти тысяч лет.На каком языке говорили первые жители, неизвестно.В III тысячелетии до н. э. произошли изменения в этническом составе населения - из лесной зоны Восточной Европы в Эстонию и Латвию пришли племена, принадлежащие к угро-финской языковой группе.

Занятия и общественный строй

В начальной стадии первобытнообщинного строя мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины - сбором растений и злаков. На крупных зверей и птиц охотились дротиками, луками со стрелами, а на мелких - силками. Зазубренные гарпуны употребляли как для охоты, так и для ловли больших рыб. Рыбу ловили также острогами и просто руками. Хорошим помощником охотника была собака.Работали в первобытной общине сообща, соответственно общими были и орудия труда. Добытые продукты распределялись между всеми членами общины. Основной формой объединения людей и хозяйственной единицей в то время был род, членов которого связывало кровное родство. Оно являлось древнейшей и единственно возможной в ту эпоху формой общественный отношений. Женщины и мужчины пользовались равными правами.

Два, а позднее и большее число родов объединялось в племя. Племя кочевало по определенной территории, на которой добывало себе средства существования. Этот период длился около пяти тысяч лет. В археологии оно называется мезолитом, или средним каменным веком (VIII тысячелетие - середина IV тысячелетия до н. э.)В следующий период, называемый в археологии неолитом или новым каменным веком (середина IV тысячелетия - середина II тысячелетия до н.э.), появился новый вид производственных отношений - гончарный. Посуду украшали узором из ямочек и зубчиков. Это была так называемая ямочно - зубчатая керамика. Многообразнее стало и сырье для изготовления орудий производства (кость, рог, камень, порфирит, кремень и др.) С появлением более усовершенствованных каменных орудий начали развиваться разнообразные виды занятий и совершенствоваться трудовые навыки. Для ловли рыбы стали употреблять сети и мережи, устраивать запруды, использовать лодки, о чем свидетельствуют предметы, найденные при раскопках на торфяном болоте в Сарнате.

Многообразнее стала и охота. Охотились на оленей, лосей, туров, серн, кабанов и др. В конце этого периода поблизости от своих поселений люди стали выращивать различные съедобные корнеплоды и растения. У них появилась возможность вести более оседлый образ жизни. Остатки построек, характерные для этого времени, также были обнаружены при раскопках в Сарнатском болоте.Изменения в производстве повлияли на дальнейшее развитие общественных отношений. В обязанность женщины в этот период вошло содержание в порядке жилища, изготовление одежды, глиняной посуды, волокна для плетения сетей. Вместе с детьми женщины собирали съедобные растения и при помощи мотыги начали обрабатывать землю. Женский труд имел большое значение в добыче продуктов питания, в силу чего возросла роль женщины в обществе. Эта стадия общественного развития именуется матриархатом или стадией материнского рода, которую пережили также люди, населявшие территорию Латвии.

В III тысячелетия до н.э. из лесной зоны восточной Европы в Латвию продвинулись племена, принадлежащие к культуре ямочно-гребенчатой керамики, которые по антропологическому типу были европеоидами, но с монголоидными признаками. Эти племена рассматривают как возможных предков прибалтийских финнов. Пришельцы проникли из районов со сходной географической средой, селились по берегам рек и озер, смешиваясь с местными племенами или создавая свои поселения. Проживая в тесном контакте, пришельцы и местное население заимствуют культурные традиции, особенно с южной и западной частях Латвии, где преобладает местное население, а в восточной и северной частях, где волна пришельцев была выше, различия сохраняются сравнительно долго, в отдельных случаях культура пришлых племен даже становится преобладающей.

Приход племен балтов на территорию Латвии.

Племена балтов переселились на территорию Латвии в начале II тысячелетия до нашей эры из районов Вислы, низовья Одера и верховья Днепра. Эти племена, главным образом, занимались скотоводством. Отличительной чертой их материальной культуры были "ладьевидные" топоры и "шнуровая" керамика. Пришельцы - племена балтов - постепенно слились с угрофинскими племенами, обитавшими на территории Латвии. Это способствовало переходу к скотоводству, а также и более быстрому развитию земледелия.

В ходе развития этнических процессов в северной части Прибалтики консолидировалась финно-угорская этническая группа, в южно-балтийскую.

В конце 2 - начале 1 тысячелетия до н.э. на территории к югу от Даугавы распространились характерные грунтовые могильники балтов и курганные насыпи.

Население древней Латвии начало использовать металл. Первым металлом была бронза - сплав олова с медью. Бронзу привозили из других земель, и она была дорогая. Из бронзы в основном выделывали оружие и украшения. Железо тоже сначала получали путем обмена. Из него изготовляли небольшие предметы. Но к началу нашей эры люди научились добывать железо из местной торфяной руды. Вскоре из железа стали изготовлять и орудия труда. Это внесло большие изменения в дальнейшее развитие общества.Появление металла и использование его в качестве сырья для изготовления орудий труда способствовало развитию скотоводства, земледелия, ремесла, охоты и рыболовства. Все эти отрасли являлись полем деятельности мужчин. Их труд становился основным, а труд женщины - вспомогательным. Постепенно значение женщины в обществе и роду уменьшается, а роль мужчины начинает возрастать. Таким образом, начинается переход от матриархата к патриархату. В этом периоде главной хозяйственной единицей становится большая семья.

Разложение первобытнообщинного строя. Начало становления классового общества.

Быстрое развитие производства сказалось и на общественной жизни племен. Рядом с вождем появились зажиточные члены общины. Старая традиция - управление племенем старшим по возрасту постепенно исчезает. С развитием производства, возникновением подсечного земледелия уже в начале нашей эры (II - IV век н. э.) начинает уменьшаться роль коллективного труда, что вносит значительные изменения в развитие большой семьи. Развитие производства к этому времени создало возможность для самостоятельного существования отдельных маленьких групп людей. Таким образом, наряду с существованием большой семьи образовалась и малая, ставшая позднее, в классовом обществе, основной формой семьи. Родовое общество распалось. Его место постепенно заняла территориальная община. Этот процесс продолжался с IV по IX вв., когда с усилением имущественного неравенства среди населения выделилась родовая аристократия.

С разложением первобытного общества образовалась новая этническая общность - народность. В древней Латвии возникли такие этнические образования, как латгалы, земгалы, курши, ливы и селы, из которых несколько столетий спустя сложилась латышская народность. 

http://europa.newmail.ru/image/latvieshi.jpg

http://europa.newmail.ru/image/latvieshi1.jpg

С ростом имущественной и военной  силы родовая аристократия стала постепенно подчинять себе остальных членов общины.На рубеже IX и X вв. утвердился феодальный строй. Центрами власти нарождавшихся феодалов становились замки, строившиеся обычно в труднодоступных местах, укрепленные валами и канавами. В замке постоянно жил старейшина края со своей семьей и военной дружиной. Постройки были расположены вдоль внутренней стороны вала, а центральная часть укрепленного поселения (замка) оставалась незастроенной. Здесь в минуты опасности, спасаясь от врага, укрывалось окрестное население, сюда же оно перегоняло скот, переносило имущество. Это было выгодно и самому феодалу, так как в укреплении замка участвовало все работоспособное население. Эти же люди вместе с феодалом и его дружиной шли в военные походы.

С развитием ремесла и торговли вокруг древних замков стали возникать города. По сравнению с замками города были менее укрепленными, а порою и вообще не имели укреплений. В момент опасности ремесленники и торговцы искали убежища в замке. Территория древнего замка в начале XIII в. занимала от 1 до 3,5 гектара, в зависимости от роли города в торговле. У куршей, широко занимавшихся мореплаванием, были до­вольно крупные древние города: Талсы - площадью в 3,5 гектара, Кулдига - приблизительно в 3 гектара. Меньшую площадь занимали древние города земгалов - Межотне, Тервете, Добеле, Ракте и Сидрабене.Сведения о количестве населения в древних городах до нас не дошли. Насколько можно судить по Рифмованной (Атсканю) хронике, написанной в конце XIII в., число жителей в древних городах колебалось от нескольких сотен до тысячи человек. В древнем городе проживали различные ремесленники с семьями: оружейные мастера, кузнецы, мастера по обработке металлов, гончары, шорники, кожевники, деревообделочники и др. Для пропитания, ремесленников в городах держали домашний скот.

Связи с соседними странами.

Обмен существовал уже во время неолита, но жизненной потребностью он стал только в начале нашей эры, когда орудия труда и другие предметы стали изготовлять из металла. При археологических раскопках найдено большое количество бронзовых украшений, относящихся к этому времени.Районы Восточной Латвии поддерживали оживленные торговые и культурные связи с восточнославянскими землями, а через их посредничество - с Византией и Ближним Востоком. В результате оживленных торговых связей балты заимствовали у восточных славян многие употреблявшиеся в торговле термины: цена - cena, мера - mers, торг - tirgus, и др. Основные торговые пути в восточнославянские земли шли по рекам Даугава и Гауя.

Со Скандинавскими странами связь осуществлялась по Балтийскому морю, а с южными районами Европы обмен происходил главным образом по реке Висле через Пруссию. Найденные в Латвии монеты и древние бронзовые предметы свидетельствуют о связях с провинциями Римской империи. Бронза ввозилась также из Приволжской Болгарии. Из окрестностей Приднепровья в Латвию проникали путем обмена эмалевые украшения. В могильниках, относящихся, к V в. и позднее, находят в небольшом, правда, количестве изделия местных ремесленников - серебряные украшения, которые изготовлялись из серебряных слитков, служивших в то время средством платежа.За ввозимый металл и украшения платили мехами и янтарем. Крупнейший древнеримский историк Тацит, говоря об аистах (племенах балтов), указывает, что они собирают янтарь, «несут на рынок и с удивлением принимают плату за него».

Зарождение религии и духовной культуры.

В первобытном обществе человек постоянно ощущал свою зависимость от природы. Многие явления он стремился объяснить соответственно своему мышлению. Таким образом создалась и первобытная религия, являющаяся искаженным отражением окружающей человека действительности в его сознании. Человек первобытного общества придавал неодушевленным предметам те же свойства, какими обладают одушевленные существа. Таким образом появилась персонификация, или олицетворение. 

Модель строения мира у древних латышей состояла из видимого и невидимого мира. В структуру включена идея жизни после смерти на земле. Идея жертвенности выполняла несколько функций: мольба о помощи и благодарность за нее, дать клятву и принести жертву на чью-либо смерть. Объекты жертвоприношений были двух типов: бескровные и связанные с кровопролитием (животные). Местами совершения культовых обрядов на территории Латвии были холмы, пещеры, священные рощи, деревья, камни. Нет строго определенного пантеона  божеств.

Находясь в тесном соприкосновении с природой, жители Латвии, как и другие древние земледельческие народы, верили в то, что жизнь человека предопределяют и направляют различные сверхъестественные силы — божества. Центральное место в жизни предков латышей занимали божества-матери:

Мать леса. Мать леса заботилась о деревьях и диких животных. Она могла быть благосклонной по отношению к охотникам или же, наоборот, отказать им в добыче.

Мать моря. Мать моря была повелительницей морских просторов, рыбных богатств и штормов, от ее расположения зависели улов рыбака и жизнь морехода.

Мать ветра распоряжалась ветрами, управляла погодными условиями. В ее силах было помочь мореплавателям попутным ветром или же причинить им вред.

Мать земли. Мать земля обеспечивала плодородие земли. Кроме того, она была властительницей подземного, или потустороннего, царства. К ней попадали души умерших (veli), жизнь которых, подобно жизни на земле, продолжалась в потустороннем мире. Поэтому вместе с мертвым в могилу клали орудия труда, оружие, украшения и хозяйственные принадлежности. Мать земли называли также Матерью могил или Матерью душ умерших.

Существовало верование, что души умерших время от времени приходят на землю, чтобы посетить своих близких, поэтому осенью для них готовили угощение: в овине или баис им оставляли еду и питье.

Мать духов. Владычица подземного царства духов.

Судьбой людей распоряжалась Мать судьбы, или Лайма.
Даже у каждой речки или ручейка была своя мать.

В период родового строя образовались различные культы. С матриархатом связан культ матери как хранительницы родовой святости. Это относится к огню и очагу - носителю тепла, спасителю от диких зверей, вокруг которого обычно собирались все члены рода. Символически очаг изображали в виде женщины, о чем свидетельствует глиняная женская фигурка, найденная в Пурциеме.

С развитием земледелия и скотоводства, с появлением отцовской родовой общины возникли также другие божества. У латышей, так же как у славян, германцев и других земледельческих народов Европы, самым могучим божеством был Перконс (Перун), а его противником - Велс.

Особое место в религиозных верованиях предков латышей занимал Бог — олицетворение всего доброго и светлого. Его представляли добродушным старичком, который часто ходит по земле, помогая добрым и осуждая злых.

Существовали и другие божества. Каждая мать имела дочерей и служанок, у Перконса и других богов были сыновья. Божествам делали жертвоприношения в виде выращенного на полях хлеба, домашних животных, убитой на охоте дичи, а также в виде тканей, украшений, денег. У древних народов Латвии не существовало особой касты жрецов. Подношения божествам делали старейшины семей, они же вымаливали у них благословение, В качестве мест для жертвоприношений использовались дубовые рощи или отдельно стоящие дубы, липы, а также другие крупные деревья. Здесь же находились так называемые жертвенные камни, на которых сжигались приношения. В некоторых местах пожертвования сбрасывались в воду.

С отцовским родом связан культ предков - почитание всех пращуров своего рода, вера в то, что умершие защитят и предохранят от бед всех живущих ныне в роду. Во время распада родового строя неограниченную власть в роду получает глава семьи; эта власть остается в силе и после его смерти. Поэтому члены рода стремятся к тому, чтобы не разгневать предков, полагая, что в противном случае их ждет кара. Культ предков сохранился и в условиях классового общества.

Считались, что некоторые люди обладают сверхъестественными способностями. Их называли колдунами, ведьмами, оборотнями (последние якобы были способны превращаться в зверей). Чтобы защититься от недобрых намерений этих людей, носили различные звенящие подвески или колокольчики. Верили также гадалкам и предсказательницам, которые якобы могли предсказать будущие события. С углублением социальной дифференциации должность жреца стала наследственной, в обществе жрецы получали права, равные правам старейшины рода. В это время стали складываться и эстетические представления - декоративное и изобразительное искусство. Стремление украсить повседневно употребляемые орудия труда наблюдается уже в эпоху мезолита, когда на гарпуны наносили узоры из черточек, кинжал украшали ритмическим зигзагом. Стало развиваться изобразительное искусство. Фигурки людей, изображения птиц, фигурка оленя, найденные при раскопках в Пурциеме, относятся к III тысячелетию до н. э., в Сарнате - ко II тысячелетию до н. э. В период разложения родового строя орнаменты по своей композиции становятся разнообразнее, что свидетельствует о развитии народного творчества.

Древние латыши были одной из последних этнических групп в Европе, которые держались за язычество и не принимали христианства (последними язычниками в Европе были литовцы, крестившиеся только в 1387 году).

Отредактировано hamburg (2005-11-06 15:26:59)

0

2

ЛАТВИЯ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА. РАННИЙ ФЕОДАЛИЗМ (IХ-ХII вв.)

Изменения в производстве и в общественных отношениях.

В период с IX по XII вв. быстро развивалось земледелие. Для обработки земли использовали плуг с железным лемехом, а в качестве тягловой силы служила лошадь. Первые железные лемехи, найденные при раскопках в Латвии, относятся к XI в. В это время наряду с яровыми зерновыми культурами начали выращивать также и озимые, что указывает на развитие дву­польной и трехпольной системы. В условиях первобытного об­щества возделывали главным образом ячмень, теперь же к нему присоединилась рожь, позднее овес и пшеница. Из волокнистых культур сеяли лен и коноплю, из корнеплодов - бобы и горох.В местах, поросших лесами и кустарником, наряду с полевым земледелием сохранилось еще и подсечное. Деревья и кусты вырубали топором, а небольшие побеги срезали косарем (rauknis). Срубленные деревья и кусты сжигали на месте, так как пепел - хорошее удобрение для посевов.

Подсеки использовались в течение 2-3 лет, а затем их оставляли на несколько десятков лет под залежь. Злаки косили серпами и косами, а молотили цепями. До IX в. зерно мололи, растирая его камнями-зернотерками, а с XI в. уже появились ручные мельницы. Изменился и способ выпечки хлеба. До XI в. в основной. пекли только лепешки, позднее, когда уже научились делать печи выпекали ковриги из квашеного теста.Наряду с земледелием развивалось также и скотоводство. Из домашних животных прежде всего надо упомянуть лошадь, мясо которой уже не употребляли в пищу, как это было при первобытнообщинном строе, а использовали ее как тягловую силу. На мясо в это время держали только свиней. Коров - больше для получения молока и масла, а овец - на шерсть, из которой изготовляли себе одежду. Для того чтобы заготовить корма на зиму, приходилось тщательнее обрабатывать луга: выкорчевывать пни, убирать валуны. На таких лугах можно было уже косить более длинными косами, чем раньше.

В IX-XII вв. немалое значение имели также охота и рыболовство. Охота велась главным образом на крупных животных (лося, кабана) для пополнения пищевых запасов, а куница, рысь, бобер и белка благодаря их ценным шкуркам шли на продажу в другие европейские страны, где их охотно покупали. Большое значение в то время придавалось и пчеловодству, ибо с распространением христианства в соседних с Латвией землях возрос спрос на воск, из которого лили свечи для храмов.Высокой степени развития достигло в эту эпоху ремесло. На это указывают многочисленные предметы из бронзы и их изготовление в более широких масштабах. Увеличилась обработка местной железной руды. Ремесло кузнеца с V по IX век выделилось в самостоятельную отрасль, а освоение гончарного круга в IX в. внесло коренной перелом в гончарное производство и превратило его в отдельную отрасль. Ремесленники стали свою продукцию изготовлять по заказам. На гончарных изде­лиях ставили клеймо ремесленника. Ремесленные мастерские размещались вблизи древних городов, а то и в городищах. Первым крупным разделением труда было отделение земледелия от скотоводства, а вторым - выделение ремесла.

Развитие расширенного производства привело к оживленному обмену между дальними странами и народами. В торговле все большее место стали занимать драгоценные металлы - серебряные слитки и монеты. Цену их определяли по весу и пробе. В Латвии на месте древних захоронений и городищ найдены весы и гири для взвешивания денег. Основной весовой единицей считался иракский фунт (408 граммов), пришедший в Латвию через посредничество славян. Были известны в обращении этого времени также русская гривна и готландская марка. В Латвии тоже возникла своя единица оплаты - так называемый озериньш (приблизительно 100 граммов). 

В эпоху раннего феодализма складывались характерные для него два общественных класса - феодалы и крестьяне. Господ­ствующий класс образовался из. следующих групп: старейшины, ставшие к этому времени владельцами крупных земельных участков, и лабиеши, которые по своему социальному положению походили на русских бояр. Глава большой патриархальной семьи назывался хозяином. Эксплуатируемый класс образовался из свободных членов общины - смердов, холопов, батраков, бобылей и несвободных - рабов, или так называемых дреллей (пленники, долговые рабы или же люди, попавшие в рабство за разные провинности).

О расслоении общества свидетельствуют захоронения того времени, а также письменные источники. Так, например, в одних могильниках найдено много дорогих украшений и драгоценных металлов, а в других - их нет совсем или очень мало. Об использовании рабского труда рассказывает в своей саге Эгил Скалагримсон, один из участников похода в Курляндию в 920 году. В доме одного курша он встретил пленных датских викингов, которые были превращены в рабов и использовались на сельских работах. Однако рабский труд для Латвии не был основным. Рабы, число которых было ничтожно, трудились вместе с остальными членами семьи. Поэтому о рабстве, как об общественно - экономической формации в Латвии, говорить нельзя; здесь так же, как и на Руси, происходит переход от первобытнообщинного строя к феодальному.

Ранние государственные образования 

С усилением классовых противоречий верхушка феодального общества - бояре, старейшины и другие - стали созда­вать аппарат управления, чтобы охранять свое имущество и держать народные массы в подчинении. Первые государственные образования появились на территории, населенной латгалами - в Талаве и Брейке. Вожди названных областей считали земли Талавы и Ерсики своей собственностью, унаследованной от отцов. Судьбы этих земель определялись исключительно волей вождей без согласия и ведома народа. Автор хроники Генрих называет вождя Ерсики королем («rex»). Ерсика была разделена на 6 административных территорий - городских частей, или приходов. Это уже была административно и политически организованная территория. В Восточной Латвии образовалась волость (pagasts) подобно тому, как это было в славянских землях. Первоначально слово погост (волость) означало дань, которую собирали вождю в то время, когда он объезжал (гостил) свои земли, чиня суд и наводя порядок. Со временем эта форма дани стала определенной податью, а волостью начали называть ту область, которая платила ее.

Развитие государственных образований на западе Латвии происходило несколько медленнее. В Курсе и Земгале к этому времени образовались отдельные территории - «земли» (6 в Земгале и 8 - в Курсе). В этих «землях» решающая роль принадлежала еще народному собранию или же совету старейшин. Значительное место в общественной и политической жизни занимал военный предводитель. В случае войны и при необходимости защиты от врага происходило объединение нескольких «земель», во главе которых становился наиболее известный предводитель войска: в таком случае он получал большие полномочия, почти равные власти вождя. Так, например, в договоре 1230 года, заключенном Западной Курсой с представителем папы римского, куршский феодал Ламекин назван вождем (Lamechinus rex). В последней четверти XIII в. вождь земгалов Намейсис именуется вождем всей Земгале (rex). В Хронике Генриха упоминается правитель ливов Каупо (guasi rex). Таким образом, можно говорить об известном развитии государственных образований и в отношении западной части Латвии. Однако здесь они не достигли той степени развития, как на латгальской земле. Это говорит о том, что развитию государственности на востоке Латвии содействовало наличие соседних русских княжеств: Талава политически зависела от Пскова, а Ерсика - от Полоцка.

Культура древних латышей и их связи с соседними странами

О развитии культуры в этот период нам позволяют судить данные археологии. Найденные предметы древности, в особенности остатки одежды, тканей, обломки древних строений украшения, оружие и предметы домашнего обихода, характеризуют культуру древнего народа, условия его жизни. В древних городах вблизи от замка селились и работали искусные ремесленники. Кроме обычной повседневной одежды ткачи умели ткать и нарядное праздничное платье, разукрашенное бронзо­выми колечками и спиральками. Большого мастерства достигли ювелиры, обладавшие хорошим вкусом и богатой выдумкой. Преобладал геометрический орнамент. По существовавшему поверью, орнамент должен был охранять человека от злых духов, он обладал магической силой.

До XIII века латыши еще не успели создать своей письменности. Латышам было знакомо скандинавское письмо (так называемые руны), но они принимали его за магический орнамент. С образованием государственности и введением христианства по­явилась потребность в письменности для составления докумен­тов, грамот. Из русского языка были заимствованы такие слова, как «gramata» (книга) - от русского «грамота», а также цер­ковные термины - божница, свеча, крест, грех, святой (baznica, svece, krusts, greks, svets). В восточной части Латвии одновременно с появлением христианства начала распространяться и древнеславянская письменность, которую обычно вводили священники и монахи в монастырях. Сохранилось евангелие на древнеславянском языке, которое переписал сын латышского священника по имени Юргис из Городища (предполагают, из Ерсики). На латышском языке ни древних рукописей, ни книг не было найдено.

Насколько можно судить по устному народному творчеству, в особенности по народным песням, у латышей была сильно развита музыкальная культура. При раскопках городища Тервете найден относящийся к тому времени рисунок на глине, изображавший музыканта, играющего на свирели. По рисунку можно судить, что свирель сделана из тонкого дерева, имеет пять - шесть музыкальных отверстий и высверленную сердцевину. Значительное место в музыкальной жизни латышей занимала народная песня. Наиболее древние тексты народных песен имееют тесную связь с празднованием смены времен года - летним и зимним солнцеворотом, когда совершались различные обряды и игры: обряд ряженья, разведение костров и пение песен, содержание которых было обращено к тому или иному человеку или явлению природы. Все это происходило в сопровождении музыкальных инструментов.

О  культурных связях с соседними народами свидетельствуют найденные в Латвии серебряные слитки, веретенные цевки из красного шифера, чужеземное оружие и драгоценности. Население древней Латвии имело тесные торговые связи с русскими, а также с эстами, народами Скандинавии, древними пруссами и литовцами.Эти взаимные связи в известной степени повлияли на становление правовых норм; в обычаях латышей мы находим много общего с "Русской правдой" - сводом законов Древней Руси 

0

3

РАЗВИТЫЙ ФЕОДАЛИЗМ

Продвижение немецких феодалов на Восток

Расцвет феодального строя в Германии вызвал увеличение населения, развитие ремесла и торговли, стремление к поискам новых земель. Появилось движение немецких феодалов, названное "натиск на восток". Это движение началось во времена Карла Великого (конец VIII века) и продолжалось с переменным успехом несколько столетий. Целью движения был захват новых плодородных земель и колонизация их. Католическая церковь поддерживала движение на восток и активно участвовала в покорении народов захваченных земель. Эту эпоху характеризует одна популярная в то время песенка:На восток хотим направитьсяНа восток поспешим на конях!"Натиск на восток" немецких феодалов затронул в первую очередь славян. "Кто не хочет креститься, тот должен умереть!" - таким был лозунг крестового похода 1147 года, направленного против венедов. Около середины XII века немцы достигли берегов Балтийского моря. На месте разрушенного славянского города они построили свой город Любек, ставший исходным пунктом их дальнейшего захвата Балтийского побережья. Отсюда немцы двинулись к устью Даугавы и на земли ливов.

В середине XII века вместе немецкими купцами прибыл посланец папы Александра III католический монах, позднее ставший епископом, Мейнард со своими помощниками. Получив от сюзерена ливов и латгалов - князя полоцкого Владимира - разрешения проповедовать католическую веру, Мейнард организовал в поселении Икшкеле резиденцию епископа. Но в крещении ливов он не имел успеха. Лишь когда он обещал, что в Икшкеле и на острове Мартина будут построены каменные замки, в которых в минуты опасности ливы смогут найти себе убежища, часть ливов дала обещание креститься, однако позднее ливы своего обещания не сдержали. Когда замки были построены, Мейнард стал католическим епископом у ливов. Без вооруженного войска было невозможно заставить ливов покориться и принять католическую веру. Поэтому папа римский по просьбе Мейнарда объявил крестовый поход против ливов, в котором принимали участие немецкие крестоносцы и рыцари, руководимые католической церковью.

Орден подчинялся папе и епископу, который назначал начальника ордена - магистра. Первого магистра по имени Виняо убил один из орденских братьев. С точки зрения церкви и епископа Альберта убийство магистра считалось преступлением, а убийство лива, ограбление и сожжение ливских поселений было «богоугодным» делом.

Борьба балтийских народов против немецкой агрессии

Завоевание ливских земель. Покоренные и ограбленные ливы искали защиты у своего прежнего господина - полоцкого князя Владимира. Послы ливов в 1206 году говорили Владимиру, что епископ со своим духовенством является тяжелым бременем для них, а «иго веры» - просто непереносимо. Они просили помочь изгнать немцев из своего края. Владимир внял их просьбе и пригласил епископа Альберта и ливских старейшин на пере говоры у реки Вогене (Огре). Но Альберт не явился, и ливы напрасно прождали его там. Тогда знатный лив Ако начал организовывать восстание по всей ливской земле. На помощь он призвал полоцкого князя и литовцев. Это восстание было до вольно опасным для немцев. Однако им удалось расколоть силы ливов. С помощью изменника Каупо сначала были разбиты турайдские, а затем и даугавские ливы. Помощь из Полоцка пришла с опозданием, уже нельзя было изменить создавшегося положения. Закованные в кандалы старейшины ливов были брошены .в погреба рижского замка, а голову зачинщика восстания Ако отправили Альберту. Ливская земля была разграблена, .селения сожжены, поля и луга уничтожены; жители скрылись в лесах, а не успевшие убежать, были убиты. Таким образом ливов заставили принять на свою землю католических священников и покориться им. Жители ливских земель должны были отдать своих сыновей в залог немцам. В ливских замках Лиелварде и Саласпилс Альберт поселил своих вассалов - рыцарей вместе с крестоносцами. По всей ливской земле были построены церкви. Духовенство собирало подати с ливского населения. Ливы должны были также выступать в походах вместе с немцами. Если кто-либо из ливов не хотел присоединяться к христианскому войску, тот должен был дать большой выкуп. В следующем 1207 году завоеванная ливская земля была разделена между победителями. Орден меченосцев за свою «доблесть» потребовал одну треть ливских земель, а также треть тех земель, которые будут завоеваны впредь, - чтобы привлечь рыцарей ордена будущими большими доходами. Епископ Альберт поддержал эти требования. Орден наравне с епископом стал полноправным Господином страны, получил высшую власть и права собирать с населения подати. Епископ взял себе земли на правом берегу реки Гауи - Турайду, Метсеполе и др., а орден на левом берегу - Сигулду, Цесис и др., где и начал строительство каменных замков. Ливы считались теперь уже католиками, однако они покорялись только силе: в сердцах пылала неугасимая ненависть к деспотическим захватчикам и поработителям родины.

Стремясь укрепить свою власть, епископ Альберт в нижнем течении Даугавы, недалеко от моря, построил орденский монастырь, назвав его Даугавгривским, или Горным монастырем св. Николая. За земляными валами шириною в 10 метров все крестоносцы, приезжавшие к устью Даугавы, чувствовали себя в безопасности. Аббатами монастыря Альберт назначал своих приспешников. Один из них - граф Бернгард из Липпе, известный в Германии своими дебошами, поджогами и грабежами. Папа уполномочил его посетить ливов, чтобы «проповедовать им слово божие». В ливской стране он чувствовал себя хозяином. Монастырь очень скоро разбогател; позднее Бернгард стал епископом в Курземе.

Покорение Кокнесе, Ерсики и Талавы

Когда епископ Альберт и меченосцы разделили между собой ливскую землю и укрепились на ней, они стали подыскивать себе новую жертву для грабежа. Вассал Рижского епископа Даниэл неожиданно ночью напал со своими воинами на замок Кокнесе и взял в плен владельца замка Ветсека, или Вячко вместе с его войском. Здесь уже речь идет не о распространении христианства, а о захвате и разграблении замка, так как кокнесский князь и его воины были православными христианами. Не желая ссориться с кня­зем Полоцким, которому был подчинен замок Кокнесе, епископ Альберт приказал освободить Вячко, потребовав, чтобы немецких крестоносцев впустили в Кокнесе. При таком условии Вячко не хотел более оставаться в замке, сжег его и ушел со своими людьми в Полоцк. Впоследствии он вместе с эстами боролся против ненавистных ему немецких захватчиков на территории Эстонии.

Сходная судьба постигла и замок Селпиле. В 1208 году его окружило многочисленное немецкое войско; ливы также вынуждены были участвовать в этом походе. Захватчики опустошили край и принудили Селпилс сдаться. В следующем году волна немецких завоеваний докатилась до Ерсики. Немцы в погоне за богатой добычей напали на Ерсику, население которой давно уже приняло православие. Епископ Альберт тщательно подготовился к походу па Ерсику. Он утверждал, что цель этого нападения - освобождение новой ливской церкви от «окружения» русских и литовцев- Таким образом епископ Альберт самовольно взял на себя роль «защитника» не только ливов, но и латгалов. Немцы застали жителей Ерсики врасплох: те совсем не были подготовлены к борьбе. Поэтому немцам легко удалось попасть в замок и город. Правитель Ерсики Висвалд спасся бегством, а его жена попала в плен. Город Ерсика был разграблен. Генрих в своей хронике писал об этом:

«Итак, все войско стояло в тот день в городе, и они набрали много до­бычи, захватив со всех концов города одежду, серебро и пурпур, а также много скота, и колокола из церквей, и иконы, и другие орнаменты, и деньги, и много всякого добра захватили с собой и увезли, восхваляя бога... Когда все было разграблено, они приготовились к возвращению домой, а город сожгли».

Бежавший правитель Ерсики Висвалд, видя с противоположного берега Даугавы свой горящий город, воскликнул: «О, нежданное разорение моего народа! Горе мне! Для того ли я родился, чтобы видеть пожар моего города, уничтожение моего народа!»

Быстрое падение государства Ерсики объясняется не только военным превосходством, но и успешной дипломатией епископа Альберта: он отторг от Ерсики две подчиненных ей части го рода - Аутине и Цесвайне. В нападении на Ерсику вместе с немцами и ливами принимала участие /и часть латгальских фео далов. Захват и покорение Ерсики имели большое для Альберта значение, так как Ерсика могла организовать сопротивление ; немцам и помочь в распространении православия среди осталь-ной части латгалов и ливов. Вернувшись в Ригу, епископ Аль берт пригласил туда князя Ерсики Висвалда и продиктовал ему свои условия. Висвалд должен был отдать епископу государство Ерсику, за что получал обратно в виде еписковского лена три части города Ерсики, а Цесвайне и Аутине остались в руках епископа. Кроме того, Висвалдис должен был дать Альберту клятву верности вассала. После этого ему вернули плененную немцами жену и всех остальных пленников. Но свою самостоятельность правитель Ерсики потерял.

После покорения Ерсики пришел черед второго маленького православного государства латгалов - Талавы. Сначала Альберт намеренно разжигал вражду между Талавой и эстами. Магистр Ордена меченосцев Бертольд даже заключил дружеский договор с Талавой для общей борьбы против эстов. После покорения Ерсики сыновья талавского правителя Таливалда добровольно подчинились епископу: так же, как и Висвалд из Ерсики, они отдали свои земли католической церкви, получив их обратно уже в виде епископских ленов и приняв католичество. Однако часть жителей Талавы еще сохранила православие. Только в 1224 году Талава окончательно перешла в руки немцев и была разделена между епископом и орденом. Немцы не доверяли латышским вассалам: им не разрешали строить каменных замков, постепенно они теряли свои земли, которые захватывали немцы. Такая же судьба постигла не захваченные ранее земли государства Ерсики. Целью немецкой захватнической политики было обеспечение землей немецких вассалов в Латвии.

Алчность немецкого орденского братства и его стремление захватить как можно больше земель и имущества вызвали в 1212 году восстание латгалов и ливов, названное «Аутинским восстанием». Меченосцы самовольно стали присваивать культивированные земли и борти в Аутине. Ливы были недовольны и требовали от епископа «облегчить им христианские повинности, в особенности десятину». Епископ был вынужден немного снизить подати, но это не удовлетворило ливов. Они считали, что пришло время прогнать со своей земли епископа, его людей и меченосцев. Латгалы из Аутине, почувствовав себя ограбленными, присоединились к ливам и тоже подняли восстание. Епископ пытался добиться примирения, для этого он созвал старейшин ливов и латгалов, а также меченосцев. Но примирение не состоялось, восстание началось с призыва: «Будьте сильны, ливы, и боритесь, чтобы вам не работать на немцев». Восстание латгалов и ливов было жестоко подавлено.

0

4

Захват Курсы и Земгале.

Таким же образом немцы захватили и подчинили себе эстов, куршей и земгалов. Орден меченосцев сыграл главную роль в подчинении балтийских народностей. Хотя Орден потерпел немало поражений, его ряды непрерывно пополнялись новыми воинами, так как богатая добыча служила приманкой для выходцев из Германии. Все это время опорным пунктом Ордена была Рига.

В то время курши были опытными мореходами, а земгалы - хорошими воинами. В тылу земгалов и куршей находился сильный противник немцев - Литва. Поэтому земгалы и курши могли вести столь длительную борьбу.

Первые стычки между немцами и куршами произошли на море: весной 1210 года в проливе между Курсой и островом Сааремаа курши напали на суда крестоносцев. Куршей было меньше, чем немцев, но тем не менее немцы понесли тяжелые потери. В битве пало около 30 рыцарей и много крестоносцев. Воодушевленные этой победой, курши пытались организовать нападение на крепость Ригу. Они призвали на помощь ливов,. латгалов, земгалов, литовцев и русских. Флотилия куршей в июле 1210 года пришла в устье Даугавы с тем, чтобы, застав немцев врасплох, захватить Ригу. Но это им не удалось. Силы куршей были малы, а помощь соседей пришла с опозданием. Епископ Альберт прежде всего направил свое оружие против Земгале. Он использовал свой обычный прием «раскола»: в 1219 году он уговорил изменников впустить немцев в замок Межотне. Однако эта попытка Альберту не удалась. В Межотне поспешил глава округа Тервете Виестард со своей военной дружиной и разрушил планы немцев. Борьба за Межотне послужила началом освободительной войны земгалов, длившейся около 70 лет. В 1228 году курши и земгалы напали на укрепленный Даугавгривский монастырь и заняли его, но дальше они не продвинулись.

На следующий год умер епископ Альберт, который все проведенные в Прибалтике 29 лет был яростным врагом местного населения; именно он способствовал наплыву крестоносцев в Прибалтику, силой и хитростью покорил ливов, латгалов и эстов. Он гораздо больше занимался захватом местных земель и угодий, чем введением католической веры.

Спустя несколько лет после смерти Альберта прекратил свое существование и Орден меченосцев. В 1236 году монахи Ордена и крестоносцы со вершили разбойничий на бег на Литву. Когда они с богатой добычей возвращались домой, у Сауле на них напали литовцы и земгалы. Орден меченосцев был разбит. В битве при Сауле в 1236 году пал магистр ордена, было истреблено большое число рыцарей и орденской братии, а также много крестоносцев и ратников. После этого поражения Орден уже не смог сплотить вокруг себя новые силы. За 34 года своей деятельности Орден нанес большой ущерб; грабил, убивал, сжигал. Оставшиеся в живых меченосцы присоединились к Немецкому ордену (в русской истории Немецкий орден чаще выступает под названием Тевтонский орден),  находившемуся в Восточной Пруссии. Образовалось Ливонское ответвление Немецкого ордена, которое с тех пор стали называть Ливонским орденом. После битвы при Сауле папа римский объявил новый крестовый поход на Ливонию. Это дало возможность Ливонскому ордену расширить свою военную деятельность и направить оружие не только против латышей, но и против русских. Используя измену и распри между русскими боярами, крестоносцы заняли Псков. Но планы немцев разрушила блестящая победа русских в 1242 году на льду Чудского озера, в так называемом Ледовом побоище. В этой битве пало около пятисот орденских братьев и вассалов. В Ледовом побоище Ливонский орден потерпел тяжелое поражение. После этой битвы Ливонский орден должен был дать обещание русским: «Отказываемся ото всего, что завоевали мечом: от Пскова, Води, Луги, земли латгалов». Только приток новых сил из Пруссии и Германии дал воз можность Ливонскому ордену снова начать военные походы против куршей и земгалов. Эти походы описаны в Рифмованной хронике. Ливонский орден неоднократно нападал на Земгале и Курсу, грабил и опустошал эти земли:Этот край пройти вдоль и поперекВелели они большому полку,И тот принялся грабить, крушить и разбойничать,А кто не успевал убежать, тот погибал.Курши и земгалы были вынуждены просить мира. Орден заключил мирный договор и взял заложников, однако условий соглашения не выполнял.

В Курсе и Земгале Орден построил несколько каменных замков; в Елгаве (1265 г.), Тервете - замок Светкална (Святой горы - 1286 г.), замки в Кулдиге, Добеле и других местах. Эти замки превратились в рыцарские гнезда, откуда члены Ордена отправлялись грабить окрестности. В Рифмованной хронике говорится:Это был рыцарский поход, И не было ни одного крова, В котором его хозяин хотел бы 

В этот миг находиться дома.Земгалы и курши не раз добивались значительных успехов в сражениях, но все же это не решало исхода борьбы, так как, Ливонский орден постоянно получал из Пруссии новые пополне­ния для своего войска. Больших успехов в борьбе против немцев курши совместно с литовцами добились в битве при Дурбе в 1260 году.

Автор Рифмованной хроники так писал о поражении немцев:У Дурбе, там на широком поле,Там настигла их смерть внезапная,Прежде чем успели они отбиться,Потому что языческая рать, истинная правда это,Их крошмя раскрошила.Сам магистр был убит и погибло Полторы сотни орденской братии.Последний этап земгальской трагедии завершился в конце XIII века.

Войско крестоносцев и орденской братии невиданной величины -Четырнадцать тысяч числомБыло войска в походе том -пыталось в 1281 году занять главный замок земгалов - Тервете. Когда это не удалось, Орден по просьбе земгалов заключил мир. Рыцари Ордена устроили пир, на который пригласили знатных земгалов и предательски их, безоружных, убили.

Не сумев захватить замок Тервете, Орден воздвиг рядом с ним свой замок Светкална и разместил там гарнизон около трехсот человек. Земгалы поняли, что им надо или освободиться от этого построенного немцами замка, или придется погибнуть. Они еще раз попытались разбить войско крестоносцев. Автор Рифмованной хроники рассказывает, что один из земгалов перед битвой сказал: Если этот бор станет им могилой,Тогда исчезнет замок Светкална -Поспешно они все из него убегут,И мирное солнце встанет над землей.Но все попадем мы в полон, Если они замок удержат за собой.Земгалы неоднократно одерживали блестящие победы (в битвах против земгалов и литовцев пали четыре магистра Ливонского ордена), однако одержать победу над рыцарями Ордена и занять Светкалнский замок они не смогли.

Крестоносцы опустошали нивы земгалов, не давали собирать урожай. Не видя иного выхода, земгалы сожгли свой замок Тервете, а затем Ракте и Сидрабене. В 1290 году около ста тысяч земгалов ушли в Литву. Там они вместе с литовцами продолжали борьбу против Немецкого ордена.

0


Вы здесь » forumeuropi » Латвия » История Латвии