ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЛАТВИИ
Первые жители на территории Латвии
После ледникового периода, приблизительно в IX тысячелетии до н. э., в Латвию пришли с юга первые поселенцы. Это были охотники и рыболовы, о чем свидетельствуют найденные при раскопках принадлежности охоты и рыболовства: костяные и роговые гарпуны с клювообразными зазубринами, костяные ножи и роговые топоры. Жителей было немного, и они поселялись отдельными группами вблизи рек и озер, довольно далеко друг от друга. В ту эпоху существовал первобытнообщинный строй. Первобытнообщинный строй на территории Латвии охватывает длительный период с IX тысячелетия до н. э. по IX столетие н. э., т. е. период более девяти тысяч лет.На каком языке говорили первые жители, неизвестно.В III тысячелетии до н. э. произошли изменения в этническом составе населения - из лесной зоны Восточной Европы в Эстонию и Латвию пришли племена, принадлежащие к угро-финской языковой группе.
Занятия и общественный строй
В начальной стадии первобытнообщинного строя мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины - сбором растений и злаков. На крупных зверей и птиц охотились дротиками, луками со стрелами, а на мелких - силками. Зазубренные гарпуны употребляли как для охоты, так и для ловли больших рыб. Рыбу ловили также острогами и просто руками. Хорошим помощником охотника была собака.Работали в первобытной общине сообща, соответственно общими были и орудия труда. Добытые продукты распределялись между всеми членами общины. Основной формой объединения людей и хозяйственной единицей в то время был род, членов которого связывало кровное родство. Оно являлось древнейшей и единственно возможной в ту эпоху формой общественный отношений. Женщины и мужчины пользовались равными правами.
Два, а позднее и большее число родов объединялось в племя. Племя кочевало по определенной территории, на которой добывало себе средства существования. Этот период длился около пяти тысяч лет. В археологии оно называется мезолитом, или средним каменным веком (VIII тысячелетие - середина IV тысячелетия до н. э.)В следующий период, называемый в археологии неолитом или новым каменным веком (середина IV тысячелетия - середина II тысячелетия до н.э.), появился новый вид производственных отношений - гончарный. Посуду украшали узором из ямочек и зубчиков. Это была так называемая ямочно - зубчатая керамика. Многообразнее стало и сырье для изготовления орудий производства (кость, рог, камень, порфирит, кремень и др.) С появлением более усовершенствованных каменных орудий начали развиваться разнообразные виды занятий и совершенствоваться трудовые навыки. Для ловли рыбы стали употреблять сети и мережи, устраивать запруды, использовать лодки, о чем свидетельствуют предметы, найденные при раскопках на торфяном болоте в Сарнате.
Многообразнее стала и охота. Охотились на оленей, лосей, туров, серн, кабанов и др. В конце этого периода поблизости от своих поселений люди стали выращивать различные съедобные корнеплоды и растения. У них появилась возможность вести более оседлый образ жизни. Остатки построек, характерные для этого времени, также были обнаружены при раскопках в Сарнатском болоте.Изменения в производстве повлияли на дальнейшее развитие общественных отношений. В обязанность женщины в этот период вошло содержание в порядке жилища, изготовление одежды, глиняной посуды, волокна для плетения сетей. Вместе с детьми женщины собирали съедобные растения и при помощи мотыги начали обрабатывать землю. Женский труд имел большое значение в добыче продуктов питания, в силу чего возросла роль женщины в обществе. Эта стадия общественного развития именуется матриархатом или стадией материнского рода, которую пережили также люди, населявшие территорию Латвии.
В III тысячелетия до н.э. из лесной зоны восточной Европы в Латвию продвинулись племена, принадлежащие к культуре ямочно-гребенчатой керамики, которые по антропологическому типу были европеоидами, но с монголоидными признаками. Эти племена рассматривают как возможных предков прибалтийских финнов. Пришельцы проникли из районов со сходной географической средой, селились по берегам рек и озер, смешиваясь с местными племенами или создавая свои поселения. Проживая в тесном контакте, пришельцы и местное население заимствуют культурные традиции, особенно с южной и западной частях Латвии, где преобладает местное население, а в восточной и северной частях, где волна пришельцев была выше, различия сохраняются сравнительно долго, в отдельных случаях культура пришлых племен даже становится преобладающей.
Приход племен балтов на территорию Латвии.
Племена балтов переселились на территорию Латвии в начале II тысячелетия до нашей эры из районов Вислы, низовья Одера и верховья Днепра. Эти племена, главным образом, занимались скотоводством. Отличительной чертой их материальной культуры были "ладьевидные" топоры и "шнуровая" керамика. Пришельцы - племена балтов - постепенно слились с угрофинскими племенами, обитавшими на территории Латвии. Это способствовало переходу к скотоводству, а также и более быстрому развитию земледелия.
В ходе развития этнических процессов в северной части Прибалтики консолидировалась финно-угорская этническая группа, в южно-балтийскую.
В конце 2 - начале 1 тысячелетия до н.э. на территории к югу от Даугавы распространились характерные грунтовые могильники балтов и курганные насыпи.
Население древней Латвии начало использовать металл. Первым металлом была бронза - сплав олова с медью. Бронзу привозили из других земель, и она была дорогая. Из бронзы в основном выделывали оружие и украшения. Железо тоже сначала получали путем обмена. Из него изготовляли небольшие предметы. Но к началу нашей эры люди научились добывать железо из местной торфяной руды. Вскоре из железа стали изготовлять и орудия труда. Это внесло большие изменения в дальнейшее развитие общества.Появление металла и использование его в качестве сырья для изготовления орудий труда способствовало развитию скотоводства, земледелия, ремесла, охоты и рыболовства. Все эти отрасли являлись полем деятельности мужчин. Их труд становился основным, а труд женщины - вспомогательным. Постепенно значение женщины в обществе и роду уменьшается, а роль мужчины начинает возрастать. Таким образом, начинается переход от матриархата к патриархату. В этом периоде главной хозяйственной единицей становится большая семья.
Разложение первобытнообщинного строя. Начало становления классового общества.
Быстрое развитие производства сказалось и на общественной жизни племен. Рядом с вождем появились зажиточные члены общины. Старая традиция - управление племенем старшим по возрасту постепенно исчезает. С развитием производства, возникновением подсечного земледелия уже в начале нашей эры (II - IV век н. э.) начинает уменьшаться роль коллективного труда, что вносит значительные изменения в развитие большой семьи. Развитие производства к этому времени создало возможность для самостоятельного существования отдельных маленьких групп людей. Таким образом, наряду с существованием большой семьи образовалась и малая, ставшая позднее, в классовом обществе, основной формой семьи. Родовое общество распалось. Его место постепенно заняла территориальная община. Этот процесс продолжался с IV по IX вв., когда с усилением имущественного неравенства среди населения выделилась родовая аристократия.
С разложением первобытного общества образовалась новая этническая общность - народность. В древней Латвии возникли такие этнические образования, как латгалы, земгалы, курши, ливы и селы, из которых несколько столетий спустя сложилась латышская народность.
С ростом имущественной и военной силы родовая аристократия стала постепенно подчинять себе остальных членов общины.На рубеже IX и X вв. утвердился феодальный строй. Центрами власти нарождавшихся феодалов становились замки, строившиеся обычно в труднодоступных местах, укрепленные валами и канавами. В замке постоянно жил старейшина края со своей семьей и военной дружиной. Постройки были расположены вдоль внутренней стороны вала, а центральная часть укрепленного поселения (замка) оставалась незастроенной. Здесь в минуты опасности, спасаясь от врага, укрывалось окрестное население, сюда же оно перегоняло скот, переносило имущество. Это было выгодно и самому феодалу, так как в укреплении замка участвовало все работоспособное население. Эти же люди вместе с феодалом и его дружиной шли в военные походы.
С развитием ремесла и торговли вокруг древних замков стали возникать города. По сравнению с замками города были менее укрепленными, а порою и вообще не имели укреплений. В момент опасности ремесленники и торговцы искали убежища в замке. Территория древнего замка в начале XIII в. занимала от 1 до 3,5 гектара, в зависимости от роли города в торговле. У куршей, широко занимавшихся мореплаванием, были довольно крупные древние города: Талсы - площадью в 3,5 гектара, Кулдига - приблизительно в 3 гектара. Меньшую площадь занимали древние города земгалов - Межотне, Тервете, Добеле, Ракте и Сидрабене.Сведения о количестве населения в древних городах до нас не дошли. Насколько можно судить по Рифмованной (Атсканю) хронике, написанной в конце XIII в., число жителей в древних городах колебалось от нескольких сотен до тысячи человек. В древнем городе проживали различные ремесленники с семьями: оружейные мастера, кузнецы, мастера по обработке металлов, гончары, шорники, кожевники, деревообделочники и др. Для пропитания, ремесленников в городах держали домашний скот.
Связи с соседними странами.
Обмен существовал уже во время неолита, но жизненной потребностью он стал только в начале нашей эры, когда орудия труда и другие предметы стали изготовлять из металла. При археологических раскопках найдено большое количество бронзовых украшений, относящихся к этому времени.Районы Восточной Латвии поддерживали оживленные торговые и культурные связи с восточнославянскими землями, а через их посредничество - с Византией и Ближним Востоком. В результате оживленных торговых связей балты заимствовали у восточных славян многие употреблявшиеся в торговле термины: цена - cena, мера - mers, торг - tirgus, и др. Основные торговые пути в восточнославянские земли шли по рекам Даугава и Гауя.
Со Скандинавскими странами связь осуществлялась по Балтийскому морю, а с южными районами Европы обмен происходил главным образом по реке Висле через Пруссию. Найденные в Латвии монеты и древние бронзовые предметы свидетельствуют о связях с провинциями Римской империи. Бронза ввозилась также из Приволжской Болгарии. Из окрестностей Приднепровья в Латвию проникали путем обмена эмалевые украшения. В могильниках, относящихся, к V в. и позднее, находят в небольшом, правда, количестве изделия местных ремесленников - серебряные украшения, которые изготовлялись из серебряных слитков, служивших в то время средством платежа.За ввозимый металл и украшения платили мехами и янтарем. Крупнейший древнеримский историк Тацит, говоря об аистах (племенах балтов), указывает, что они собирают янтарь, «несут на рынок и с удивлением принимают плату за него».
Зарождение религии и духовной культуры.
В первобытном обществе человек постоянно ощущал свою зависимость от природы. Многие явления он стремился объяснить соответственно своему мышлению. Таким образом создалась и первобытная религия, являющаяся искаженным отражением окружающей человека действительности в его сознании. Человек первобытного общества придавал неодушевленным предметам те же свойства, какими обладают одушевленные существа. Таким образом появилась персонификация, или олицетворение.
Модель строения мира у древних латышей состояла из видимого и невидимого мира. В структуру включена идея жизни после смерти на земле. Идея жертвенности выполняла несколько функций: мольба о помощи и благодарность за нее, дать клятву и принести жертву на чью-либо смерть. Объекты жертвоприношений были двух типов: бескровные и связанные с кровопролитием (животные). Местами совершения культовых обрядов на территории Латвии были холмы, пещеры, священные рощи, деревья, камни. Нет строго определенного пантеона божеств.
Находясь в тесном соприкосновении с природой, жители Латвии, как и другие древние земледельческие народы, верили в то, что жизнь человека предопределяют и направляют различные сверхъестественные силы — божества. Центральное место в жизни предков латышей занимали божества-матери:
Мать леса. Мать леса заботилась о деревьях и диких животных. Она могла быть благосклонной по отношению к охотникам или же, наоборот, отказать им в добыче.
Мать моря. Мать моря была повелительницей морских просторов, рыбных богатств и штормов, от ее расположения зависели улов рыбака и жизнь морехода.
Мать ветра распоряжалась ветрами, управляла погодными условиями. В ее силах было помочь мореплавателям попутным ветром или же причинить им вред.
Мать земли. Мать земля обеспечивала плодородие земли. Кроме того, она была властительницей подземного, или потустороннего, царства. К ней попадали души умерших (veli), жизнь которых, подобно жизни на земле, продолжалась в потустороннем мире. Поэтому вместе с мертвым в могилу клали орудия труда, оружие, украшения и хозяйственные принадлежности. Мать земли называли также Матерью могил или Матерью душ умерших.
Существовало верование, что души умерших время от времени приходят на землю, чтобы посетить своих близких, поэтому осенью для них готовили угощение: в овине или баис им оставляли еду и питье.
Мать духов. Владычица подземного царства духов.
Судьбой людей распоряжалась Мать судьбы, или Лайма.
Даже у каждой речки или ручейка была своя мать.
В период родового строя образовались различные культы. С матриархатом связан культ матери как хранительницы родовой святости. Это относится к огню и очагу - носителю тепла, спасителю от диких зверей, вокруг которого обычно собирались все члены рода. Символически очаг изображали в виде женщины, о чем свидетельствует глиняная женская фигурка, найденная в Пурциеме.
С развитием земледелия и скотоводства, с появлением отцовской родовой общины возникли также другие божества. У латышей, так же как у славян, германцев и других земледельческих народов Европы, самым могучим божеством был Перконс (Перун), а его противником - Велс.
Особое место в религиозных верованиях предков латышей занимал Бог — олицетворение всего доброго и светлого. Его представляли добродушным старичком, который часто ходит по земле, помогая добрым и осуждая злых.
Существовали и другие божества. Каждая мать имела дочерей и служанок, у Перконса и других богов были сыновья. Божествам делали жертвоприношения в виде выращенного на полях хлеба, домашних животных, убитой на охоте дичи, а также в виде тканей, украшений, денег. У древних народов Латвии не существовало особой касты жрецов. Подношения божествам делали старейшины семей, они же вымаливали у них благословение, В качестве мест для жертвоприношений использовались дубовые рощи или отдельно стоящие дубы, липы, а также другие крупные деревья. Здесь же находились так называемые жертвенные камни, на которых сжигались приношения. В некоторых местах пожертвования сбрасывались в воду.
С отцовским родом связан культ предков - почитание всех пращуров своего рода, вера в то, что умершие защитят и предохранят от бед всех живущих ныне в роду. Во время распада родового строя неограниченную власть в роду получает глава семьи; эта власть остается в силе и после его смерти. Поэтому члены рода стремятся к тому, чтобы не разгневать предков, полагая, что в противном случае их ждет кара. Культ предков сохранился и в условиях классового общества.
Считались, что некоторые люди обладают сверхъестественными способностями. Их называли колдунами, ведьмами, оборотнями (последние якобы были способны превращаться в зверей). Чтобы защититься от недобрых намерений этих людей, носили различные звенящие подвески или колокольчики. Верили также гадалкам и предсказательницам, которые якобы могли предсказать будущие события. С углублением социальной дифференциации должность жреца стала наследственной, в обществе жрецы получали права, равные правам старейшины рода. В это время стали складываться и эстетические представления - декоративное и изобразительное искусство. Стремление украсить повседневно употребляемые орудия труда наблюдается уже в эпоху мезолита, когда на гарпуны наносили узоры из черточек, кинжал украшали ритмическим зигзагом. Стало развиваться изобразительное искусство. Фигурки людей, изображения птиц, фигурка оленя, найденные при раскопках в Пурциеме, относятся к III тысячелетию до н. э., в Сарнате - ко II тысячелетию до н. э. В период разложения родового строя орнаменты по своей композиции становятся разнообразнее, что свидетельствует о развитии народного творчества.
Древние латыши были одной из последних этнических групп в Европе, которые держались за язычество и не принимали христианства (последними язычниками в Европе были литовцы, крестившиеся только в 1387 году).
Отредактировано hamburg (2005-11-06 15:26:59)