Даже самые раскованные представительницы прекрасной половины человечества часто хотят получить квалифицированную помощь, но при этом как можно меньше распространяться об интимных проблемах. Но «женские вопросы» порой таковы, что непременно требуют ответов и разъяснений. Пролить свет на некоторые тайны женского организма помогают специалисты.
– Существует мнение, что большинство женских болезней, в частности, мастопатия – это результат неполноценной сексуальной жизни. Это правда?
– Исследований, которые бы связывали секс с мастопатией, нет. Такую зависимость никто пока не доказал. Это один из бытовых мифов. Скажу даже больше. Есть медицинские наблюдения за монахинями. Ни о какой сексуальной жизни здесь речь, понятно, не идет. Так вот мастопатия у них практически не встречается. Другое дело, женщины, рожавшие два-три раза, действительно менее предрасположены к этому заболеванию. Мастопатия – это гормонально зависимое состояние, которое вызывается не только нарушением функций женских половых органов, но может быть связано и с дисфункцией щитовидной железы, плохой экологией. Чтобы избежать мастопатии и рака молочной железы, нужно обязательно раз в год проходить обследование, делать маммографию или ультразвук.
– Многие пациентки убеждены, что лучшие хирурги-гинекологии мужчины с длинными пальцами. Так ли это?
– С этим согласиться не могу. Распространенная точка зрения, что у хирургов должны быть пальцы, как у пианистов, – это заблуждение. Ведь во время операции мы смотрим не на пациентку, а на монитор и оперируем с помощью инструментов. Здесь нужны, прежде всего, мозги, накопленные знания и физическая сила. Наверное, хирургией удобнее заниматься мужчинам. Это очень тяжелый труд, приходится по четыре-пять часов оперировать. Новые лапароскопические методы требуют больше времени и физических затрат, чем обычные операции. То же самое могу сказать об акушерстве, где сутками дежурят, принимают роды, проводят кесарево сечение. А вот в поликлинике на приеме у специалиста, когда обсуждаются интимные проблемы, пациентка будет, конечно, комфортнее чувствовать себя с гинекологом-женщиной. Лучше, когда и детский гинеколог – симпатичная женщина. Она сама мать, понимает, как трудно ребенку даются такие визиты к врачу, поэтому всячески старается сгладить неприятные моменты. Степень профессионализма не зависит от пола.
– Часто пациентки с трудом приходят в себя после внематочной беременности и очень боятся, что это может случиться вновь. Есть ли основания для таких опасений?
– Внематочная беременность может повторяться. Дело в том, что кроме непроходимости придатков существуют и другие причины ее возникновения, например, функциональные нарушения деятельности маточной трубы после воспалительных заболеваний. Если внематочная беременность вовремя обнаружена, операцию делают сейчас практически в ста процентах случаев лапароскопическим путем, без вскрытия брюшной полости. С помощью эндоскопических приборов, которые вводят через маленькое отверстие в 5–10 миллиметров, мы можем аккуратно удалить плодное яйцо и оставить здоровой маточную трубу. Что же касается повторного возникновения внематочной беременности у оперированной пациентки, то вероятность ее абсолютно такая же, как и у обычных женщин.
– Воспаление придатков – одно из самых распространенных гинекологических патологий. Действительно ли оно может стать причиной бесплодия?
– Да, это так. После плохо вылеченного воспаления придатков возникает бесплодие на почве непроходимости труб или спаечного процесса. Но не стоит раньше времени паниковать. Во-первых, существуют сейчас очень хорошие методы диагностики: ультразвук, лапароскопия, различные иммунологические методы, позволяющие диагностировать воспаление. Если своевременно лечить (а методы лечения тоже хорошо разработаны), то в течение двух-трех недель можно купировать этот процесс, и женщина будет здорова. Воспаление придатков может возникать по разным причинам, например, из-за болезней, которые передаются половым путем (в частности, из-за гонореи, трихомониаза, хламидиоза), и требуют соответствующего лечения. Однако более распространенная причина этого заболевания – осложнения после аборта, который проводится обычным инструментальным способом после шести-семи недель.
– Изобрели ли в мире что-либо более щадящее для осмотра женской интимной сферы, чем гинекологическое кресло?
– Кресло для гинеколога – это то же самое, что фонендоскоп для терапевта. У нас нет пока других более эффективных инструментов. Несмотря на то что используются такие современные методы исследования, как ультразвук, компьютерная томограмма, без живого контакта с врачом не обойтись. Гинеколог должен обследовать шейку матки, влагалище, с помощью зеркал посмотреть, не воспалена ли слизистая, взять мазки. Процедуры эти безболезненные, дело в психологическом дискомфорте. К слову, его в большей степени испытывают среднее и старшее поколения, которые выросли во времена, когда не только о сексуальной жизни открыто не говорили, но даже слово «аборт» стеснялись произнести. Молодежь к посещению гинеколога относится гораздо спокойней.
– Бывает ли у представительниц женского пола ложная беременность?
– Ложная беременность встречается у женщин, которые очень хотят иметь ребенка, но по тем или иным причинам забеременеть не получается. Тогда они настраивают себя на беременность психологически. Самовнушение приводит даже к задержке менструации. Однако подобные случаи редкость. Во всяком случае, за более чем сорок лет врачебной практики у меня была только одна такая пациентка.
– Некоторые специалисты рассказывают чудеса о лечении эндометриоза пиявками. Что думают об этом врачи-гинекологи?
– Пиявки ставят гипертоникам, лечат похмельный синдром с помощью этих кровососущих, снимая интоксикацию. Что же касается гинекологии, такие болезни, как эндометриоз, различные опухоли, бесплодие, воспаление придатков, таким способом не вылечишь. Поэтому применять пиявки в гинекологической практике я не советую. Они, наоборот, могут причинить вред.
– А где проходит профилактические обследования и, если нужно, лечится ваша супруга?
– Она акушер-гинеколог, работает в обычном роддоме и пользуется услугами коллеги, которого знает уже долгие годы.
– Не секрет, что хирургическое вмешательство любого рода «ниже пояса» женщина часто воспринимает как трагедию: «Как изменятся мои отношения с сексуальным партнером, смогу ли я теперь получать удовольствие от секса?» Что стоит за подобными переживаниями и можно ли их развеять?
– Сравнивая себя «до» и «после», женщине часто кажется, что «до» секс был лучше. Но давайте разберемся. Возьмем самый серьезный случай – удаление матки. Матка – общепризнанный символ женщины – не является при этом сексуальным органом, не имеет эрогенных зон и не обладает чувствительностью. И функций, кроме как связанных с деторождением, этот орган, напоминающий по форме и размерам сжатый кулак, не выполняет. Так что и операции на нем не влияют ни на количество, ни на качество сексуальной жизни женщины. Органы, которые отвечают за привлекательность, молодость и красоту женщины, – это два женских яичника. Они вырабатывают необходимые гормоны. Но мало кто знает, что даже четверти одного работающего яичника достаточно, чтобы снабжать всеми нужными гормонами организм. Если сохранены яичники, то цикличность женской жизни не нарушится. Будут вырабатываться нужные гормоны, а значит, и климакс наступит тогда, когда предполагается природой, а не сразу же после операции. Если сохранена шейка матки, то будут продолжаться менструации (просто они будут очень скудными). Если вмешательство было не столь радикальным – например, удаление миомы или внематочная беременность привели к удалению маточных труб, – то никаких бесповоротных осложнений и вовсе не предвидится. Женщине гарантированы ежемесячные критические дни и материнство – последнее, правда, лишь при помощи искусственного оплодотворения.
Конечно, если произошло полное удаление яичников – это, увы, кастрация. И в этом случае наступает так называемый «посткастрационный» синдром, другими словами, климакс. К сожалению, женщина, перенесшая такую операцию, обречена всю оставшуюся жизнь сидеть на заместительной гормональной терапии: поскольку свои женские гормоны у нее не вырабатываются, она должна получать их извне. Однако здесь есть и положительные моменты. Современная медицина поможет ей забеременеть и выносить ребенка при помощи операции по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО), если использует донорскую яйцеклетку, оплодотворенную спермой мужа и подсаженную ей в матку. А в том, что у такой женщины муж обязательно есть или будет, не приходится сомневаться: ведь эта операция сексуальную жизнь… улучшает. Дело в том, что за сексуальное возбуждение отвечают не женские, а мужские гормоны, которых в женском организме тоже немало. Удаление яичников изменяет гормональное соотношение: уровень женских гормонов снижается, а мужских – остается прежним. В результате – обостренное либидо и множественные оргазмы.
– Но почему же тогда некоторые мужчины жалуются на ухудшение сексуальной жизни после того, как у жены была проведена гинекологическая операция?
– По статистике, после операций на матке 18% женщин впадают в депрессию. Видимо, под воздействием плохого настроения все эти 18% рассказывают мужу о своих проблемах, доверяя ему свою маленькую женскую тайну. Как мы уже знаем, на секс «маточные проблемы» никак не влияют. Но вот поведение партнера запросто может накалить ситуацию. Своими словами или действиями муж может только разжечь женские страхи. И тогда сексуальные отношения действительно пойдут насмарку. А вот если мужчине ничего не сказать, он точно ничего не почувствует.
– «Раньше мы пользовались специальными гелями, потому что мужу было сложно войти в меня. А теперь он «болтается» там, как чайная ложечка в стакане. Муж в недоумении» – такое нередко можно услышать от молодых матерей. Что делать?
– Женское влагалище представляет собой мышечную трубку. Причем трубку, покрытую складками. У нерожавшей женщины эти складки – поперечные, колечками (то есть, прибегая к жутковатому, но точному сравнению, напоминает садовый гофрированный шланг). После родов появляются другие складки – продольные. Дело в том, что при вхождении ребенка в родовые пути влагалище должно растянуться вширь и пропустить головку малыша. Именно это изменение и беспокоит мужчин: кто-то ощущает себя «там» у жены как-то иначе, кто-то только думает, что ощущает, но большинство тихо (или в полный голос) недоумевают. А женщины расстраиваются. Однако интимные мышцы – тоже мышцы. И их тонус поддерживает лишь регулярная физическая нагрузка. В данном случае одной сексуальной практики недостаточно, нужны специальные упражнения, например, гимнастика по Кегелю. Этот вид нагрузки очень эффективен для того, чтобы сформировать упругие, наполненные мышцы. Кроме того, это самый «незаметный» вариант тренировки. Вы можете просто сидеть за столом или ехать в транспорте и поочередно напрягать и расслаблять мышцы малого таза. Причем заниматься нужно долго и упорно, буквально «качать» мускулатуру.
– Самое распространенное хирургическое вмешательство при родах и самый большой страх будущих мам – разрез промежности. Многие уверены, что потом никакой нормальной половой жизни не будет. Так ли это?
– Если таз у женщины узкий, а плод – большой, то во время родов делают надрез, чтобы облегчить рождение головки. Врач акушер-гинеколог никогда на это не пойдет без показаний. Иногда он «спасает» женщину: родовые разрывы заживают куда дольше и хуже аккуратного разреза. Иногда он спасает малыша, который рискует получить родовую травму или попросту задохнуться из-за острого кислородного голодания (гипоксии). Но в данном случае важно не как разрезали, а как зашили. Разрез происходит на пике схватки, ткани промежности натянуты до предела, и потому анестезия даже и не требуется: максимум, что почувствует женщина, это легкое жжение. А вот от качества зашивания зависит многое. Если на месте разреза образуется рубец, если в рану была занесена инфекция, появились спайки и боль, женщина не может не то что любовью заниматься, а даже сидеть. Болезненные ощущения прекрасно снимает физиотерапия, а заживлению способствуют особые кремы (например, Солкосерил). В самом худшем случае – если больно, неудобно и уродливо – приходится перешивать. После этого проблема, как правило, оказывается решенной.